Миллиарды в небе: сколько денег у спецотряда «Россия», топ-менеджеры которого арестованы за коррупцию

17/08/2017 - 23:10 (по МСК) Антон Желнов, Татьяна Арно

Коррупция в верхах. Специальный летный отряд Россия, который перевозит первых лиц государства, снова попал в сводки борьбы с коррупцией. 16 августа стало известно об аресте двух высокопоставленных сотрудников отряда — их подозревают в хищении бюджетных средств. А год назад были арестованы сразу 12 сотрудников организации во главе с теперь уже бывшим гендиректором Ярославом Одинцовым. Как и куда улетают бюджетные деньги в специальном летном отряде Россия, рассказала Маргарита Лютова.

Специальный летный отряд «Россия» — эксклюзивный перевозчик первых лиц и официальных делегаций. Это не обычная авиакомпания, а бюджетное учреждение, которое подчиняется Управлению делами президента и обычно держится в тени. Отряд базируется в правительственном аэропорту «Внуково-2» за невзрачными железными воротами, не имеет даже собственного сайта и не публикует отчетность. Но узнать о его финансах все-таки можно из данных о распределении субсидий и, конечно, о госзакупках.

На 2017-й год спецотряд Россия должен получить от управделами субсидию почти в 12 млрд рублей, следует из данных СПАРК. Для сравнения: годовая выручка крупнейшего российского авиаперевозчика, группы «Аэрофлот» — почти 500 млрд. Конечно, пассажиропоток «Аэрофлота» на порядок больше, зато спецотряд Россия несет ответственность за пассажира номер один.

Помимо президента и премьера, спецотрядом летают чиновники правительства, главы обеих палат парламента, журналисты официальных пулов. По особым случаям самолеты спецотряда предоставлялись и Русской православной церкви — например, для латиноамериканского турне патриарха Кирилла.

Основная часть расходов перевозчика номер один — обслуживание самолетов, следует из данных закупок, которые размещает спецотряд. Так, только за наземное обслуживание спецотряд «Россия» платит «Аэрофлоту» порядка 3 млрд рублей каждый год.

В парке свыше 60 машин — самолетов и вертолетов. В основном отечественного производства: самолеты Ту и Ил и вертолеты Ми. Правда, в 2011-ом Дмитрий Медведев, тогда еще на посту президента, раскритиковал технику. «К сожалению, даже наши новые самолеты, выпускаемые на наших заводах, имеют определенные проблемы. И в этом я убедился на личном опыте. Так что вкалывать надо, а не деньги требовать»,  — заявил тогда Медведев.

Вскоре после этого в парке спецотряда впервые появились импортные Falcon и Airbus, по два самолета. Нынешний президент, правда, все равно верен ИЛу, а управделами который год обещает тотальное импортозамещение. «Это решение не мое, а правительства, что на сегодня у нас идет импортозамещение и все самолеты, которые использует СЛО "Россия", только российского производства», — заявил Александр Колпаков, управляющий делами президента.

Так что парк спецотряда пополняется только российскими машинами — в среднем по 3-4 самолета в год. Например, в 2016-ом поступили новые ИЛы и лайнеры Sukhoi Superjet.

Менее масштабные траты, но зато весьма наглядные — это, например, бортовое питание, которое готовит комбинат все того же Управделами. Спецотряд в прошлом году потратил на него почти 60 млн рублей. Но зарабатывать спецотряду особенно не на чем. Иногда перевозчик номер один берет подряды на обслуживание самолетов ФСБ, но это 100-200 млн рублей. Субсидии из бюджета — все-таки надежнее.

Другие выпуски