ГРУшники, «вагнеровцы» или случайные люди. Дождь проверил список СБУ с именами российских «разведчиков»

Служба безопасности Украины опубликовала список «внештатных сотрудников российской разведки», которые, по мнению СБУ, участвовали в боевых действиях на Украине и в Сирии. В списке 206 имен с личными данными, есть и имена восьми человек, которые, как считают в Киеве, погибли во время февральского боя в районе Дейр-эз-Зора. По данным СБУ, участники боевых действий в Сирии ранее воевали в Донбассе и способствовали присоединению Крыма. Кроме того, один из погибших в Сирии задерживался в Днепропетровской области, а позже его обменяли на граждан Украины. Насколько этот список проверен? Ведь 206 имен сразу — одна из крупнейших утечек с начала конфликта. Анастасия Михайлова и Евгения Котляр подробно изучили список СБУ.

За фамилиями в этом «Списке Вагнера», опубликованном СБУ, действительно стоят реальные люди. Анастасия Михайлова и Евгения Котляр проверили список и обнаружили, что как минимум часть из имен — бывшие российские военные. А кто-то из них уже попадал на украинский сайт «Миротворец».

Например, под номером 205 в списке — Владимир Якуба. Он действительно живет в Перми, как указано в документе СБУ. Судя по его страничке в «Одноклассниках», Якуба состоит в специализированных группах военных разведчиков. Вот он в форме с нашивками военной разведки:

 

Еще один человек из списка — Павел Тишкович. У себя в анкетных данных он написал, что служил в воинской части 55433. Это не что иное, как 24-я отдельная бригада особого назначения ГРУ в Новосибирске.

Эти люди, возможно, не были простыми добровольцами или отпускниками. Дело в том, что группа «Вагнера» еще с 2014 года, с начала войны на Донбассе, курировалась на уровне Минобороны. Об этом Дождю рассказали два источника: один, близкий к спецслужбам, второй — из окружения командира группы «Вагнера» Дмитрия Уткина (позывной Вагнер).

Источник Дождя, близкий к руководству ЧВК Вагнера: «После начала боевых действий на Донбассе появилась идея создать ЧВК по примеру Запада, для продвижения российских интересов за границей».

Изначально речь шла только о группе инструкторов — военных советников, которым было запрещено вступать в бой. В нее вошли бывшие бойцы «Альфа» и те, кто воевал в Чечне. Как, например, сам Уткин.

Но после того, как ополченцы стали нести потери, приказы изменились. И инструкторов переформатировали в диверсионную группу, которая стала заходить в тыл к противникам. Однако уже в Сирии от элитного отряда осталось одно название. В ЧВК стали брать всех, в том числе, простых добровольцев.

Сейчас в списке СБУ много уроженцев Донбасса, а также бывших российских срочников. Но есть и совершенно неожиданные персонажи.

Единственная женщина в списке СБУ — 27-летняя Мари Аль Джереф. Гражданка России и Сирии, живет в Санкт-Петербурге. В ЧВК была, судя по всему, переводчиком. Мари закончила школу-лицей в Дамаске с углубленным изучением арабской литературы. Сейчас она преподает в мусульманской школе «Мирас» в Петербурге. Еще в 2012 году Мари рассказывала о войне в Сирии в интервью. 

Мари Аль Джереф: «Лично я думаю, что без помощи извне такого масштаба противостояний не было бы. Те, кто за режим, скажут, что это все спонсируется Западом или заливными монархиями; те, кто против, скажут, что нет, это сирийский народ восстал и хочет демократии и свободы. И вы никогда не переубедите ни ту, ни другую сторону».

СБУ утверждает, что как минимум 57 человек из списка погибли. Причем дата их смерти — 7 февраля 2017 года. Именно тогда группа «Вагнера» попала под американскую бомбежку в провинции Дейр-эз-Зор. Один из них Степан Соломатов, сын барда Валентина Соломатова. Но в его группе смерти «ВКонтате» друзья утверждают иначе. По их словам, молодой человек погиб не в Сирии, а в Саудовской Аравии, где был инженером: «Осенью Степан устроился по контракту в нефтяную компанию инженером. Перевелся в Саудовскую Аравию для повышенного коэффициента. Степан погиб. Несчастный случай на производстве, смерть наступила мгновенно».

Сейчас, группа «Вагнера», утверждают собеседники Дождя, меняет дислокацию и уходит из Сирии в Африку.

Фото: Николай Хижняк/Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски