Коронавирусная катастрофа в Армении: что происходит и почему там не справляются с эпидемией

03/06/2020 - 21:47 (по МСК) Марфа Смирнова

Ситуация с распространением коронавируса в Армении критическая. Количество выявленных случаев заражения COVID-19 в Армении выросло до 10 524. В стране введен строгий «масочный» режим. Правительство не исключает ужесточения карантинных мер, премьер страны Никол Пашинян говорит, что правоохранительные органы не справляются. О вспышке коронавируса в Закавказье рассказала Марфа Смирнова.

На примере Дагестана мы знаем, что обстановка с короновирусом на Кавказе особая, сопряженная в каком-то смысле с местными устоями и традициями. Например, в Армении эпидемия будто только начинается и в причинах разобраться не так просто. За последнее время прирост заболевших в сутки был несколько сотен человек, для Армении с населением в три миллиона — это довольно много. 

К армянам посредством соцсетей то и дело обращается премьер-министр Никол Пашинян. Он тоже пару дней назад заразился коронавирусом. «Это масштабная проблема. Это не просто организационная проблема. А если и организационная проблема, то отдельно взятое ведомство, правительство не в состоянии решить эту проблему, если каждый из нас не считает эту проблему своей», — говорит он.

Под фразой «не считает проблему своей» Пашинян, видимо, имел в виду, что сами армяне довольно халатно относятся к карантину. Вся его лента в фейсбуке в фотографиях  скоплений людей на кладбищах, около банков, в очередях за пенсией. 

«Многие говорят: у меня нет знакомых, заболевших коронавирусом. Поэтому и не верят. Он не виден, поэтому и не верят. То, что у меня знакомые, близкие болеют, это я знаю», — рассказывает жительница Еревана Наринэ Авалян.

Есть и те, кто считает, что в данной ситуации не помешала бы более жесткая последовательная позиция властей. Пока что Пашинян через соцсети только попросил граждан Армении сообщать о нарушении карантинного режима. 

Необходимо было показать серьезность ситуации и жесткость намерений власти ограничить передвижение и общение людей. Не было никаких показательных выпусков новостей, где бы показывалось, насколько серьезна ситуация», — говорит Филипп Арзуманян, глава компании Arz Holding.

Еще жива память о совсем недавней революции в Армении, поэтому к дубинкам и просто к жесткому полицейскому режиму многие как раз не готовы.

«Пашинян говорит: вы что хотите, чтобы я дубинкам вопрос решил? Мы сделали бархатную революцию с помощью слов, убеждений, любви к друг другу, понимания, самосознания, а тут многие требуют: заставь людей соблюдать правила, разгоняй с помощью силы», — замечает жительница Еревана Наринэ Авалян.

Даже, если гражданам здесь не хватает бдительности, это не отменяет еще один факт: ограничений в Армении — минимум. Если сравнивать Ереван с Москвой, то Ереван живет полной жизнью. 

«Работают предприятия, но не все. Работает метро, нет только самолетов и поездов. Работают автобусы, маршрутные такси, магазины, большие банки. В чем карантин?» — интересуется Наринэ Авалян. 

А работает все, возможно, потому что экономика Армении — одна из самых маленьких среди стран постсоветского пространства, каждый четвертый здесь живет за чертой бедности. Поэтому власти не могут просто взять и поставить производство на паузу. 

«Все это были хаотичные телодвижения со стороны правительства, понятные по анамнезу.  Тут дилемма: с одной стороны, будем ли мы допускать то, что будут умирать люди, или мы будем допускать смерть экономики», — рассуждает политолог Александр Искандарян.

Как вообще коронавирус оказался в Армении? В небольшом армянском городе готовилась свадьба. Мама невесты отправилась в Милан за платьем для дочери. Вернулась с пневмонией, не сразу поняла, что болеет новым вирусом, и заразила таким образом пару десятков армян.

Фото: EPA

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски