«Наше условие: либо безопасность Юнусовой, либо фильм о ней получит широкий показ»

Заявление Виталия Манского о похищенной в Чечне правозащитнице
10/10/2015 - 21:45 (по МСК)

Правозащитницу, которая снималась в документальном фильме о женщинах в Чечне «Грозный блюз», похитили.  Таиту Юнусову увезли неизвестные люди  из дома ее родственников. 

Сценарист фильма, которая сообщила о похищении, полагает, что это связано со съемками в фильме.  Он рассказывает о деятельности правозащитниц в Чечне и о положении женщин в республике.

Похищенная Таита Юнусова занималась тем, что ездила по чеченским деревням  и рассказывала девочкам о равных правах женщин и мужчин. Фильм должен быть представлен на фестивале документального кино АртДокФест. Его президент – Виталий Манский – обратился в своем фейсбуке к Рамзану Кадырову с просьбой обеспечить безопасность Таите Юнусовой. От него пока никакой реакции на это обращение не было.

Дождь связался с чеченской правозащитницей Хедой Саратовой. 

Хеда Саратова, правозащитник: Естественно, наверняка принимаются какие-то действия, по крайней мере, я связывалась с некоторыми людьми, с чиновниками, я просто не хочу сейчас озвучивать их имена. Республика маленькая, естественно, все друг друга знают. Это же не где-нибудь в Америке, правильно? Надеюсь, что ничего не произойдет без ведома МВД, тем более, я хочу быть уверена, что с ней все будет в порядке.

Владимир Роменский: Ну а прямо сейчас у нас на связи режиссер, президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский. Здравствуйте, слышите ли вы студию? Расскажите, как вы узнали вообще об этих событиях.

Виталий Манский, режиссер, президент фестиваля «Артдокфест»: Дело в том, что я об этих событиях узнал несколько раньше. Мы представляем три раза в неделю фильмы конкурсной программы «Артдокфеста», и когда подошла очередь представлять фильм «Грозный блюз», а мы представляем, собственно говоря, описывая фильм и делая такой небольшой трейлер картины… Как раз трейлер, который мы сделали, положили у себя, подготовили на своем ютьюбе для того, чтобы его распространить в прессе, был без нашего ведома скачан какими-то людьми из Грозного. С нами связались продюсеры фильма, Фрэнк Мэттер, мы тут же закрыли этот трейлер, сняли эту информацию, потому что мы уже понимали, что там что-то нагнетается. Это все произошло не сегодня утром, это началось все с четверга. К сожалению, это приобрело в конечном счете такие… события развернулись таким образом. Должен сказать, что я не только в своем фейсбуке написал обращение к Кадырову. Я написал официальное обращение в адрес администрации Чеченской республики, а на фейсбуке я просто поставил копию этого текста. Считаю, конечно, что сейчас нужно как можно больше общественного внимания привлечь к этому обстоятельству, потому что в подобных территориях (я даже не знаю, как это назвать, общество, государство или что) если такие вещи происходят, то они, конечно, происходят либо от имени главы, либо во имя главы. Поэтому, собственно, я и обращаюсь к этому человеку как к мужчине, может быть, он...

Владимир Роменский: А вы думаете, что вот такое обращение, именно как к мужчине, просите его сделать именно мужской поступок, защитить похищенную женщину…

Виталий Манский: Абсолютно.

Владимир Роменский: Он вообще сработает именно на Кадырова? Он сам знает о происходящем?

Виталий Манский: Я думаю, что только такая риторика и только такая мотивация может существовать в разрешении этой ситуации, потому что никакие другие аргументы не сработают. Кстати сказать, фильм-то ведь… мы действительно планируем российскую премьеру этой картину, но первое: если стоит вопрос о жизни человека, мы уже обсудили с программным директором, мы готовы снять картину с показа. Ради бога, пусть человек будет жив! Это вещи разной величины, тем более что картина существует во всем мире, она буквально десять дней назад была названа в лонг-листе европейского «Оскара», она была на больших фестивалях, в Локарно, в Лионе, она была, в конце концов, в Ереване на фестивале «Золотой абрикос». То есть эта картина живет своей жизнью. Но если так стоит вопрос, что показ ее в России может повредить, это я сейчас выбираю такое нейтральное слово, жизни конкретного человека, я готов не показывать этот фильм.

Владимир Роменский: Виталий, может быть, знаете, вообще в самом Грозном про эту ситуацию кто-то знает? Кто-то занимается, может быть, уже поисками? Поскольку Хеда Саратова, правозащитница, говорила, что какие-то чиновники там уже в курсе дела.

Виталий Манский: Послушайте, мы же с вами все-таки находимся не в эфире Первого канала. Мы понимаем, о чем мы говорим, о какой территории, что вообще в Грозном, какая система существует. Что значит «какие-то чиновники»? Там, так сказать, птицы не поют без согласования с одним человеком! Тем более когда речь идет о… появился фрагмент фильма, где женщина говорит о детстве Рамзана Кадырова, о том, что он был таким-сяким мальчиком, хорошим, плохим, не важно. Какие-то произносят шутки по отношению… Это же понятно, почему и что, мы же все-таки взрослые люди. До этого, пока не было этой информации, ничего же не происходило. Как только этот фрагмент фильма оказался в распространении в Чечне, именно это произошло. Повторюсь, может быть, это произошло не по указанию Рамзана Кадырова, а во имя Рамзана Кадырова, как некий очередной подарок Рамзану Кадырову. Поэтому Рамзан Кадыров вполне может сказать своему народу: «Друзья мои, спасибо за подарок, не надо!». И я призываю его произнести эти слова: «Не надо». Я хочу, чтобы эта женщина, в конце концов, могла спокойно покинуть этот регион, чтобы ей была сохранена жизнь, потому что это же не первый случай, когда исчезают правозащитницы в этом регионе и потом их находят уже… В общем, понятно.

Владимир Роменский: Виталий, а какие рычаги воздействия у вас есть? Если вам не ответит сам Кадыров, что будете делать? Может быть, обращаться к каким-то другим российским чиновникам, государственным мужам?

Виталий Манский: Не знаю. Знаете, если нам не ответят, мы будем этот фильм показывать как можно больше, на как можно большую аудиторию. Я не знаю, мы тогда его выложим в интернет, согласовав, конечно, с авторами. Если не будет обеспечена безопасность Таиты Юнусовой, мы будет фильм показывать. Считайте, что это наше такое условие: либо безопасность героинь фильма, либо широкий показ картины. Пусть выбирают.

Владимир Роменский: Спасибо вам большое. Это был режиссер, президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский с нами на прямой связи. Я тоже очень надеюсь, что Таита Юнусова, которая была похищена в Чечне, сможет оказаться на свободе и будет в целости и сохранности. 

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА

Также по теме
    Другие выпуски