Как Лукашенко потерял Беларусь и проиграл Москве. Колонка Тихона Дзядко

01/09/2020 - 22:30 (по МСК) Тихон Дзядко

Александр Лукашенко — человек‑стереотип. Стереотип «последний диктатор Европы», стереотип «крепкий хозяйственник с поддержкой среди рабочего класса», стереотип «уникальный политик, который умело балансирует между востоком и западом, и при этом всегда остается в выигрыше». Все это мы слышим последние 20 лет. Понятия стираются, и сильный политический кризис позволяет наконец оценить, что из этого правда, а что нет.

Последний диктатор Европы. Если для кого‑то это словосочетание за последние 20 лет стало мемом, то Александр Лукашенко за последний месяц сделал все для того, чтобы никто не сомневался: это не мем, это так и есть. Лидер — в своей резиденции, окруженной военной техникой и колючей проволокой, с автоматом в руках и единственной надеждой на верность силовых структур. А за пределами резиденции — десятки тысяч невооруженных людей, которые хотят его отставки. Поведение Лукашенко в последний месяц — как будто учебник по теме: бывает ли так, что тебя не любит большинство населения твоей страны, но ты продолжаешь удерживать власть? Бывает. Ты сначала посадишь оппонентов в тюрьмы, потом сфальсифицируешь выборы, несогласных с этим будешь приказывать разгонять на улицах дубинками и гранатами, а в изоляторах избивать. Они — несогласные — все равно будут выходить против тебя, а ты — с автоматом в руках — будешь настаивать на том, что они крысы и проститутки, спровоцированные западом.

Крепкий хозяйственник с поддержкой среди рабочего класса. После того, как Лукашенко несколько раз освистали на предприятиях, веры этому стереотипу нет. Теперь президент Беларуси, похоже, встречается на предприятиях только со специально подготовленными людьми. Или чем иначе объяснить благостность картинки? Ведь если бы и правда был этот ядерный электорат, отдавший Лукашенко 80 процентов, то он бы пошел его защищать от крыс и проституток. Но это не происходит — только митинги, куда автобусами свозят бюджетников.

На протяжении двух десятков лет Александр Лукашенко был тем, про кого говорили «хитрец» и «гений дипломатии». Человек, которому удается добиваться своего и от Москвы, и от Брюсселя, но при этом оставаться независимым. Человек, который не признает Крым и независимость Абхазии, но при этом по льготным ценам закупает энергоносители и состоит с Россией в Союзном государстве.

В августе стало ясно: старый волк европейской политики Александр Лукашенко проиграл. Перед выборами он хотел и оппонентов посадить, и с Западом не ссориться, и карту российской угрозы разыграть, и оставаться с Москвой партнерами. Не получилось. Продолжать бизнес as usual («как обычно» — с англ.) с Лукашенко Европа — после поствыборных бесчинств ОМОНа — уже не может. А значит, последнему диктатору остается лишь просить о поддержке Москву, но с учетом унижения, которому он ее подверг за последние месяцы, высылая из страны журналистов государственных СМИ и задерживая на камеру так называемых бойцов ЧВК «Вагнер», — разговор уже другой.

Лукашенко больше не может играть и балансировать. Москва — его последняя надежда если не остаться на плаву, то хотя бы уйти красиво. А потому, когда он так настойчиво, который день, говорит про новую Конституцию, и это поддерживает глава российского МИДа Лавров, создается ощущение, что Конституцию эту будут писать не в Минске, а в Москве, тем более, что в Кремле на этом уже набили руку. Только писаться она будет уже, весьма вероятно, под другого человека.

Лукашенко проиграл. За 26 лет политического маневрирования немудрено заиграться и потерять все — как внутри страны, так и за ее пределами.

Фото на превью: пресс-служба Кремля


Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски