«„Умное голосование“ победило, но победу украли»: Любовь Соболь о том, что команда Навального будет делать после выборов

21/09/2021 - 22:15 (по МСК) Тихон Дзядко

В Государственную думу по итогам выборов прошли 15 кандидатов, которых поддержала команда Алексея Навального в рамках стратегии «Умного голосования». По мнению политолога Александра Кынева, оценить вклад УмГ в победу этих кандидатов затруднительно из-за отсутствия объективной методики. Также политолог сомневается, что влияние «Умного голосования» было значительным за пределами крупных городов. Поговорили об итогах голосования и дальнейших планах команды Навального с политиком Любовью Соболь. 

Оценить вклад «Умное голосование» в победу кандидатов, как считает политолог Александр Кынев, сложно, поскольку для этого нет объективной методики. Кроме того, он сомневается, что влияние проекта за пределами крупных городов было значительным. Обсудим это с соратником Алексея Навального, политиком Любовь Соболь.

Любовь, приветствую вас.

Приветствую вас. Я не думаю, что слова Александра Кынева, при всем моем отношении к нему, являются, скажем так, не субъективными, потому что с какого-то периода Александр Кынев достаточно резко и критически отзывается о нашей команде.

Хорошо, давайте комментировать не…

Я помню «санитарное дело», извините, я просто в шоке была, когда мне рассказывали, в Facebook я читала, что «санитарное дело», по которому у меня был вынесен приговор, вынесен приговор у Киры Ярмыш, у Олега Навального и так далее, что якобы мы сами виноваты, потому что рассказывали про опасность коронавируса в прошлом году, в 2020. Ну да, это действительно не предмет этой дискуссии, но просто, мне кажется, личные оценки вмешивать…

Давайте обсуждать не слова господина Кынева, а обсуждать сам факт, как вам кажется, что думает господин Кынев, мы уже поняли.

Что думаете вы, насколько «Умное голосование» этим пятнадцати политикам действительно помогло пройти в Думу или это совпадение просто?

Речь, конечно, не про пятнадцать политиков, а о гораздо большем числе, я сегодня все свои оценки в принципе высказала в своем большом ролике на канале «Навальный LIVE», где я рассказала, как я оцениваю вот эти прошедшие три тяжелых дня.

И конечно, я оцениваю так, что «Умное голосование» победило, но эту победу украли. Это можно оценивать ровно так. И по сути украли не только у «Умного голосования», когда мы говорим это словосочетание, эту фразу «Умное голосование», кажется, какая-то конструкция, странная конструкция. Нет, украли голоса, будущее, как минимум, пять лет у россиян, украли выборы россиян, вот это нужно понимать.

Поэтому «Умное голосование» очевидным образом является такой достаточно мощной стратегией и инструментом, это было видно и по предыдущим голосованиям, в 2019 году, в 2020 году, но в этом году, мне кажется, ни у кого не осталось сомнений. По сути, это работает так, что если в Москве, в Санкт-Петербурге «Умное голосование» говорит, что вот этот кандидат является нашим, вот мы смотрим на электоральную статистику, рейтинги, социологию и так далее, самым главным оппонентом, то люди прислушиваются и действительно верят.

И мы показали и на этих выборах, что действительно… Власть всегда говорит, что вот, это маргиналы какие-то там где-то бегают, никто их не поддерживает, а на самом деле вот эта партия, это не пятнадцать вот этих депутатов даже, вот эта мощная сила, она является действительно, вот это «Умное голосование», команда Навального, сторонники Навального и нашей команды являются мощной политической силой.

Кремль хотел легкой прогулки на этих выборах, они хотели, вот мы сейчас электронным голосованием там где-то точечно что-то в Москве подкрутим. А не получилось точечно где-то чуть-чуть подкрутить, получился полнейший позор Алексея Алексеевича Венедиктова и Эллы Памфиловой, это если говорить про Москву, но и в регионах то же самое, что там с электронным голосованием, всем видно.

Сейчас Шпилькин, молодец, гениальный математик…

Да-да, мы это сейчас обсуждали. Смотрите, Любовь, вот вы сейчас говорите — мы победили, но победу украли, примерно об этом говорится в публикации в Instagram Алексея Навального.

Но так и есть. Так же и есть, это говорит статистика.

Хорошо, предположим. Но вопрос заключается в том — что дальше? Вы можете еще раз победить, у вас победу еще раз украдут. Означает ли это, что выборы — не путь?

Означает, что у нас нет, к сожалению, такой легкой дорожки, которая вот из точки А в точку В, по которой мы точно могли бы пройти и вот завтра, вот буквально завтра Путина уже не будет на посту президента. Это немного не так работает, и конечно, этот путь тернистый, долгий, и правильно Навальный, собственно, сравнил его с марафоном, по сути, так и есть, это не спринт, это марафон.

И мы используем все возможные инструменты для политического влияния, для того, чтобы преобразовать нашу страну, сделать ее нормальной. Не такой вот, где Госдума принимает не антинародные законы, а нормальные законы, которые помогают гражданам нашей страны, а не мешают им жить, не повышают пенсионный возраст и так далее.

Поэтому это путь непростой, и понятно, что выборы дальше будут в таком вот, вот в странном, да, вот этом вот, недовыборы, недоголосование, с трехдневным голосованием, пеньки и так далее будут дальше продолжаться в каком-то ином виде, пока их Путин не отменит окончательно.

Но в каком-то ином виде, конечно, в них нужно будет участвовать. И конечно, каждый раз мы не можем сказать, что вот только так мы и будем действовать на каждых следующих выборах, это просто так не работает. Стратегия власти меняется, жизнь меняется, поэтому мы должны быть тоже более гибкими.

И если в 2018 году на выборах президента это были немного разные, не немного даже, а абсолютно разные истории, там мы призывали к бойкоту, ну невозможно было голосовать за Собчак, извините, вашей бывшей ведущей, простите, ну невозможно было, люди бы просто не пошли и не проголосовали, то на выборы в Государственную Думу была стратегия «Умного голосования», которая действительно, сейчас мы увидели, что она действительно является такой мощной историей, когда идет речь о выборах в законодательное собрание, то есть на региональном уровне, как было, например, в Москве.

Хорошо, смотрите, в любом случае на разных уровнях, в округах, в законодательное собрание и в Госдуму в целом, вы предлагаете стратегию «Умного голосования», и она, вероятно, работает, и вы, как вы говорите, побеждаете.

Но потом у вас, опять же как вы говорите, эту победу крадут. Далее в каком-то виде нужно будет продолжать принимать участие вы выборах, вы будете снова, вероятно, побеждать, победу будут снова красть.

Что еще, какая еще стратегия?

Ну да, это вы прямо так округляете, и говорите, что вот там, все было зря. Нет, абсолютно не зря. Если сейчас, вот с сегодняшнего дня смотреть и говорить, что вот «Вы бы участвовали снова в выборах?», или наблюдателю, который три дня сражался на избирательном участке, где потом протокол взяли и просто переписали, или как в Москве, вкинули электронные голоса, «Вы зря там стояли, вы зря там бились, сражались и делали так, чтобы выборы были честными?» Нет, не зря.

Нужно было применять стратегию «Умного голосования» на этих выборах, изначально понимая, что это трехдневное голосование, электронное голосование в семи регионах и так далее? Конечно, нужно было делать. Это дополнительные издержки власти, это дополнительный показ того, что эти выборы нелегитимные. И «Умное голосование» — стратегия протестного голосования, которая должна приблизить, она не должна…

По-хорошему, конечно, я была бы очень рада, если бы Михаил Лобанов, сейчас его победа была бы зафиксирована официально, потому что сейчас, конечно, он является победителем, победу которого украло электронное голосование в пользу Попова. Я была бы очень рада, если бы Михаил Лобанов оказался депутатом Государственной Думы. У меня нет никаких сомнений, что несмотря на то, что он идет от партии КПРФ, что он там еще что-то, может быть, не всем зрителям Дождя нравится его идеология и они ее будут разделять, но я уверена, что он отлично бы отстаивал интересы и права россиян.

Поэтому, конечно, и это тоже было важно, и этого мы тоже добивались стратегией «Умного голосования». Но и в целом стратегия «Умного голосования», как протестная стратегия, она должна добиться в конечном счете, чтобы мы жили по сути в другой стране. То есть это такой шажок навстречу тому, чтобы мы добились того голосования, которое будет не протестным, а голосованием за действительно нормальных порядочных кандидатов, которых на выборы сейчас массово не допускают.

Я уж про себя молчу, не знаю там, Илья Яшин, Дмитрий Гудков, Иван Жданов, можно долго перечислять…

Да, мы с вами говорили неоднократно, как много людей лишено пассивного избирательного права…

Поэтому как такой шаг к тому, чтобы показать, как устроены выборы в России, для того, чтобы бороться, то есть это… Я не знаю, что можно было еще сделать на этих выборах. Просто их проигнорировать, сидеть в танке, сидеть на кухне, что-то обсуждать или действительно попробовать что-то поменять, бороться? То есть я выбираю всегда путь бороться. Я не выбираю путь сидеть и говорить — ну, все плохо.

Вот выбрали бы Михаила Лобанова, Путин завтра что, не президент уже? Будет президентом завтра. Но вот если мы выбираем из этих вариантов, а к сожалению, нам приходится выбирать из них сейчас, то по сути, да, я выбираю стратегию «Умного голосования» именно для того, чтобы использовать выборы, в том числе, как инструмент того, чтобы добиться демократических перемен в нашей стране.

По сути, сейчас инструментов осталось мало. И там вы вот хороший вопрос — а что нам еще делать? И по сути у нас остается такой, по сути на самом деле сейчас у нас есть возможность только громко кричать.

Это тоже вариант в целом.

И при этом нас еще иногда затыкают. Большое разочарование этих выборов это, конечно, блокировки от Apple и Google, это блокировки со стороны Telegram Telegram-бота «Умного голосования», потому что никаких законов мы не нарушали…

Это связано с нашим разговором темой, но уже немного отдельно. У нас, к сожалению, время…

Я к тому, что даже иногда кричать не получается. Вот ты кричишь, а потом берут тебя блокируют. Поэтому инструментов действительно мало, с каждым разом их становится все меньше. Мы понимаем, что тренд такой идет к 2024 году, что конечно, сейчас власти это все дело не только чисто под Госдуму, но у них была, конечно, и такая вот обкатка к 2024 году, и они, конечно, репрессивный тренд будет сохраняться и дальше.

Что можно сделать? Тяжело, вот Дождь признали иностранным агентом.

Это правда.

Тяжело? Тяжело. Как-то рыпаетесь, что-то делаете, сражаетесь, боретесь. Огромная хвала вам.

Любовь, спасибо. Благодарю вас.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Другие выпуски