Кто и когда сможет дешево летать по России.

Рассказывают авиаэксперт и генеральный директор Anywayanyday
Вечернее шоу Здесь и сейчас
23:37, 24 августа
Поддержать программу
Поделиться
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментарии

Скрыть

Дети все-таки будет летать с родителями. Лоукостер «Победа» не станет обращаться в суд и требовать отмены предписания Ространснадзора. Об этом заявил в суде представитель ведомства. 

С единственным отечественным лоукостером происходит череда скандалов. Начиная от объема ручной клади — до рассадки пассажиров в самолете. Так, выбор сидения на борту  осуществляется не человеком, а компьютером и происходит это случайным образом. Именно поэтому детей порой сажали далеко от родителей. 

Если вы хотите заказать определенные места, вы должны доплатить. Через сайт это сделать дешевле, чем в аэропорту. При этом плата за разные ряды различается. Самые дешевые места — в рядах с 12 по 14, а также в хвосте самолета: это 149 рублей, но при условии, если оплатите в интернете. В аэропорту это будет стоить вам в два раза дороже — 300 рублей. А вот за первые ряды или места у аварийного выхода нужно доплатить 600 рублей. Такая же услуга в аэропорту будет стоить 1000 рублей.

Также шквал нареканий вызвали правила провоза багажа. До десяти килограммов можно сдать бесплатно (и стоит заметить, что в зарубежных лоукостерах вам редко позволят подобную роскошь). Но в салон разрешается брать бесплатно только дамскую сумочку или портфель, ноутбук, зонтик, букет цветов и прочие мелочи. Таким образом, дамская сумка может вместить хоть 10 килограммов, но если у вас рюкзак — придется платить полторы тысячи рублей на стойке регистрации, или две тысячи, если ваш багаж заметили позже.

Но и это посчитали роскошью. И уже в мае «Победа» уменьшила габариты ручной клади до 75 сантиметров. То есть 10 килограммов уже точно не поместится. Но суд встал на сторону пассажиров. И уже в июле обязал авиакомпанию признавать «дамскими сумками» и рюкзаки, и вообще емкости любой формы.

Севрюгин: Получается, «Победа» проигрывает уже второй раз суд. У меня вопрос как к экспертам в этой отрасли: а кто не готов — российское законодательство или лоукостеры?

Шухлин: Не готов судиться или не готов что делать?

Воскобойникова: Не готов к работе, по всей видимости.

Шухлин: Лоукостер — это относительно новая отрасль для России, и традиции еще не до конца выработаны, но она востребована, тем не менее. Просто, я считаю, это стадия развития необходимая, которую надо пройти.

Севрюгин: Но опыт 2009 года и «Авианова» показал, что лоукостер долго не живет.

Шухлин: У «Авианова» свои проблемы были, а, например, господин Савельев за 2015 год отчитался, что фактически получаемые результаты в три раза превосходят ожидаемые, поэтому «Победа», как экономический проект, достаточно успешна.

Воскобойникова: У нас еще на связи Владислав, тоже эксперт в этой отрасли. Владислав, вы как считаете, насколько вообще «Победа» является конкурентоспособной авиакомпанией, и почему в России больше нет лоукостеров? Как-то они не приживаются в нашей стране.

Бородулин: Это здесь два очень сложных вопроса. Что касается конкурентоспособности, самой «Победы» — это пусть решают пассажиры. А что касается почему не приживаются лоукостеры, нужно понимать, что маленькая страна, маленькая не с точки зрения географии, а с точки зрения авиации. Как авиационная держава мы крошечная страна на карте мира, и лоукостеры живут там, где высокий пассажиропоток, там, где высокая плотность населения, все это не про нас. По объему перевозок мы, прежде всего, сопоставимы с Турцией. Поэтому если и есть место в нашей стране для лоукостеров, для компаний, вся бизнес-модель которых построена на обслуживании массового пассажиропотока, гигантского пассажиропотока, то если и есть место, то одному-двум максимум.

Севрюгин: А почему у нас так не развито авиасообщение?

Бородулин: Низкий уровень жизни, низкая экономическая активность. Ведь люди не летают только потому, что им нравится летать на самолетах, вернее, такие люди есть, их мало, а люди летают по делам, люди летают отдыхать, люди летают к родственникам. А все факторы, которые способствуют перевозкам, они носят сугубо экономический характер. Чем больше располагаемый доход, чем больше денег остается у людей после удовлетворения насущных потребностей — еда, здоровье, оплата коммунальных услуг — тем больше они летают. Чем больше у бизнесменов из Екатеринбурга есть дел в Казани, тем больше они летают в Казань. Так как у нас низкий уровень жизни, продолжающий падать, так как у нас экономическая стагнация, если не сказать спад, продолжается уже несколько лет, то оснований для того, чтобы появлялся дополнительный пассажиропоток, их нет просто-напросто.

Севрюгин: А цена не является ключевым фактором того, что у нас так мало летают?

Бородулин: Разумеется, когда я говорю о располагаемом доходе я это и имею в виду: соотношение между располагаемым доходом населения, между ВВП страны и ценой билета, средним тарифом, с доступностью перевозок — это является критически важным фактором, без всякого сомнения.

Воскобойникова: Евгений, хотела бы еще по поводу сервиса Anywayanyday. Буквально пару часов назад им пользовалась. Мне кажется, что там «Победа» не самый дешевый авиаперевозчик, хотя, казалось бы, это единственный лоукостер, который позиционирует себя как достаточно бюджетная компания.

Шухлин: Он себя так позиционирует, и у них действительно есть самые дешевые билеты, но надо понимать, что модель ценообразования очень конъюнктурна и зависит от времени вылета, и чем ближе ко времени вылета, тем цена сильнее меняется, и поэтому на близких вылетах цена может не сильно отличаться от регулярных перевозок. В общем-то, это нормальная практика, и авиакомпании этим вовсю пользуются.

Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ

Полный текст доступен только нашим подписчикам
Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.