На Bentley не подъедешь. Почему бренды бегут с самой дорогой улицы Москвы

06/08/2018 - 21:55 (по МСК) Павел Лобков

Самую дорогую улицу России — столичный Столешников переулок — покидают люксовые бренды. После того, как в 2012 году Столешников переулок стал пешеходным, запрет на парковку лишил улицу ее целевой высокодоходной аудитории. Падение оборотов, в свою очередь, привело к тому, что стоимость аренды, которая часто зафиксирована в валюте, стала неподъемной для многих магазинов. Обсуждаем тему с Анной Лебсак-Клейманс — генеральным директором Fashion Сonsulting Group.

Скажите, пожалуйста, похоронили ли вы для себя лично Столешников переулок как главный шоппинговый центр для тех, кто приезжает на Bentley и Rolls-Royce?

Ну, на Bentley и Rolls-Royce в Столешники не подъедешь, потому что Столешники — это пешеходная зона, но весь исторический центр, если мы посмотрим на эту тройку, которая расположена вокруг Тверской и вокруг Театральной площади, ГУМ, ЦУМ и Столешников переулок, Театральный проезд, безусловно, привлекают и туристов, и состоятельных покупателей.

Но вы похоронили для себя эти пешеходные улицы? Действительно у них нет будущего? Потому что, как я понимаю, во всем мире такие же пешеходные улицы, они не пострадали от того, что они стали пешеходными, наоборот, там стало много людей ходить в магазины. В общем, такого, как у нас, не случилось.

Собственно, изменение арендаторов на таких пешеходных улицах — это естественный процесс жизни и развития этих улиц и суббрендов. Если посмотреть на Столешники, ничего катастрофического не произошло, там прочно стоят такие бренды, которые именно и определяют люксовость этой улицы. Это Louis Vuitton, это Prada, это Fendi, Salvatore Ferragamo, и эти бренды простоят там очень прочно. Часть арендаторов действительно двигается, притом Moncler не уходит из России или куда-то, ему просто нужны больше площади, потому что все то, что магазин хочет показать своим состоятельным покупателям, не помещается на этих площадях, и поэтому он переезжает из Столешников. А такие бренды, как Versace, Dior, Kiton чувствуют себя там вполне хорошо.

В общем, можно ли сказать, что действительно всему виной парковки? Что люди разучились ходить пешком, и поэтому пока еще не привыкли к тому, что до любимой сумочки Louis Vuitton нужно дойти пешком?

Ну, к сумочке Louis Vuitton как раз можно подъехать, она в начале Столешникова, а вот, пожалуй, к Fendi придется немножечко прогуляться. Да, действительно, есть такой тренд, который говорит о том, что люксовые бренды стараются соединиться внутри торговых центров. В Москве это, например, ГУМ, «Времена года» и другие большие моллы, называются эти торговые центры, где эти бутики соединены в торговые галереи, но под крышей. Но, тем не менее, исторические центры городов никто не отменял, Пятая авеню до сих пор самая дорогая улица мира, Оксфорд-стрит процветает, Ginza. Люди любят гулять, люди любят исторический центр, люди очень любят Большой театр.

Анна, скажите, пожалуйста, вот если говорить об арендаторах, меня удивило, когда эта информация всплыла, что до сих пор есть контракты в валюте. А разве это не запрещено законом? Потому что у нас же вообще оборот только в рублях. Неужели там зафиксировались какие-то девяностые, когда было слово, которое многим нашим молодым телезрителям неясно, слово «у.е.», условная единица.

Нет, контракты все равно все составлены в соответствии с законом, у.е. — это и есть те самые «у» и «е», которые условные единицы, относительно которых измеряется рублевый эквивалент. Контракты наверняка составлены в том самом рублевом эквиваленте.

Но само по себе фиксация контракта на 15 лет, все это отдает какими-то девяностыми. Что же это за такие жадные собственники, которые ну просто в духе 1998 года выжимают последнюю копейку? Сейчас конкуренция очень большая.

Вы знаете, видимо, не настолько они жадные, насколько жадный рынок, потому что все ставки определяет, собственно, спрос. И рынок, есть такое выражение «рынок рассудит», на тот момент, когда они почувствуют, что происходит массовый побег, я уверена, что ставки будут падать. Пока на них есть спрос, зачем они будут их снижать?

А это самое дорогое место в Москве, Столешников? Или все-таки ГУМ или ЦУМ дороже? Или, может быть, дороже Третьяковский проезд? Который всегда был пешеходным, по которому никогда машины вообще не ездили.

ЦУМ не арендуется, ЦУМ это полностью все здание, это один магазин, он принадлежит одному оператору. Ставки в ГУМе достаточно высоки, но по сравнению с улицами, это действительно самая дорогая улица. Но ставки в торговых центрах дороже.

А вообще, уменьшился спрос на вот эти, то, что называется, люксовые вещи в Москве? Это очень важный показатель здоровья высшего класса общества, его экономического самочувствия. Готовы ли они покупать вещи здесь? Или им легче, не знаю, за багаж-то они могут заплатить, набрать себе очень много вещей где-нибудь в каких-нибудь дешевых местах, типа Арабских Эмиратов, и просто не думать и не ходить по этим улицам здесь.

Да, конечно, если они будут находиться в этот момент на отдыхе в Арабских Эмиратах, они не будут откладывать эту покупку до своего возвращения домой. Или если они находятся в Лондоне, в деловой командировке, они пойдут в магазины туда. Просто эти люди, у них нет границ, они везде, и соответственно бренды, которые обслуживают их стиль жизни, находятся ровно там, где находятся эти люди. Они не будут думать, куда им поехать на шоппинг, они совершают шоппинг в тот момент, когда хотят.

Вообще, меньше стало вот этого спонтанного шоппинга или нет? Все-таки люди стали думать о том, нужно ли мне это сейчас, или я лучше поеду, и в каком-нибудь крупном аэропортовском duty-free лучше куплю то же самое, но в полтора раза дешевле.

Да, конечно, это очень хороший вопрос. Действительно, российский покупатель стал более в этом смысле цивилизованным, ему показали, что жизнь не так хороша, кризисы и 2008 года, и 2014 года. И те люди, которые деньги свои зарабатывают, это высокооплачиваемые профессионалы, которые живут не на проценты, не на доходы, не как рантье, они стали действительно думать, они сравнивают цены, и в этом главную роль играет интернет, который моментально отвечает на все вопросы о ценах в любой точке мира. И люди стали думать больше.

И это значит, что арендаторам, тем людям, которые выжимают из этих квадратных метров пока еще сверхдоходы, тоже нужно подумать о том, адекватны ли они сегодняшнему дню.

Знаете, в бутиках, именно в монобрендовых бутиках, покупают как раз самые обеспеченные люди. Вот мы можем говорить о том, что универмаги и большие торговые центры, они ориентированы на более разнообразного и более демократичного покупателя, бутики же, все-таки их основной покупатель это тот, который не хочет толпиться, и тот, который не хочет встречаться со своими подчиненными в одном торговом центре и так далее. Поэтому бутики — это особый бизнес, и говорить о том, что ему приходит конец, это говорить о том, что приходит конец элите, а мы знаем, что это не так.

Спасибо, вы нас очень успокоили, потому что мы-то думали, что приходит.

Фото: Агентство «Москва»

Другие выпуски