«Ягалет», «Бегалет» и Hype: наш ответ летающему такси от Rolls Royce

17/07/2018 - 21:40 (по МСК) Лиля Яппарова

Компания Rolls Royce на авиасалоне в британском Фарнборо показала концепт летающего такси. У него шесть электродвигателей, и это такси сможет перевозить до пяти человек. За последние несколько лет о работе над подобными летающими автомобилями объявил ряд компаний, среди них Uber, Toyota, Airbus и Kitty Hawk. Лилия Яппарова разыскала создателей таких аппаратов в России и выяснила — есть ли и у нас шанс начать наконец летать, а не ездить.

Немецкий Daimler, японская Toyota, Boeing, теперь Rolls-Royce — в то, чтобы машины залетали, уже вложили миллионы долларов. Но московских пробок избежать не получится — чтобы разогнаться, большинству моделей нужна взлетная полоса. Вся надежда на Audi: как выяснило издание «Чудо техники», их концепт летающего авто — это практически конструктор против пробок.

В 2010 году Россия даже включила летающий автомобиль в официальную стратегию развития автопрома — но в новой стратегии его уже не найти. Компания Александра Атаманова сначала представила летающий мотоцикл, а теперь — концепт летающего автомобиля. Он еще два года назад верил, что поднимет в небо человека.

Фонд перспективных исследований когда-то выделял на «летающий внедорожник» три миллиона рублей — но не смог предоставить Дождю оперативный комментарий о состоянии проекта.

Два года назад в России представили «Бегалет» — если когда-то он выглядел как что-то, что можно собрать у себя в гараже, то потом конструктор Александр Бегак сделал ставку на патриотический тюнинг.

Алая модель родилась из одного комментария Ольги Бузовой, которая публично — в инстаграме — засомневалась в том, что все это вообще заработает. Тогда на спор конструктор Александр Бегак построил модель «Хайп» — и теперь они уже ищут партнеров, с которыми Hype можно было бы выпускать серийно. Стоить машина будет от 1,5 до 2,5 миллионов рублей — по мировым меркам, копейки.

Александр Бегак, гендиректор НПО «Авиационно-космические технологии»: Мы рассматриваем и заводы, и частных инвесторов, и идут сейчас переговоры с госкорпорациями. Мы в любом случае будем двигаться к серийному выпуску этого аппарата.

Концепт летающей машины был разработал на Дальнем Востоке — концепт-кар Furia даже выигрывал конкурс компании Boeing, но финансирования от них пока нет, рассказывает инженер К Б Евгений Флекс. Вообще-то начинал он работать не над летающим авто, а над новым гибридным двигателем.

Евгений Флекс, инженер конструкторского бюро «4232»: Это похоже на пылесос, который дует под себя. Имеет форму чашеобразную. Главная силовая установка — это электромотор. Нелепо будет применять батарейки, как у Tesla: 7 тысяч пальчиковых батареек, извиняюсь, под попу — на этом подниматься в воздух, извините, смешно.

В Тольятти тоже есть своя модель — спорткар на воздушной подушке. Дизайнер Виталий Иванов избегает публичности — и решил заявить о своем проекте только на волне хайпа. Новинку назвали «Ягалет». По-русски звучит косноязычно — а по-английски как «Яндекс» или «Ягуар».

Виталий Иванов, дизайнер: У автомобиля надувается — при переходе в режим СВП, судна на воздушной подушке — раскрывается подушка непосредственно под машиной, она взлетает на эту высоту — ориентировочно 25−30 сантиметров — она поднимается на эту высоту и может парить над любой поверхностью практически.

Говорили, что даже «КАМАЗ» разрабатывает летающую машину «Пегас» для перевозки людей. Но в разговоре с Дождем пресс-служба это опровергла. Да, Казанский университет имени Туполева предлагала такой проект «КАМАЗу» на рассмотрение — но взяться за него не решились.

Олег Афанасьев, глава пресс-службы ОАО «КАМАЗ»: Мы на «КАМАЗе» реально оцениваем перспективы ближайших 10−15−20 лет, и это все-таки направление в области беспилотного транспорта, развитие беспилотного транспорта, электрического транспорта, и в наших планах других направлений на данный момент нет.

Аналитик Целиков советует всем конструкторов последовать примеру «КАМАЗа». Российский рынок летающих авто — это звучит так же невероятно, как российский рынок летающий тарелок. Стоит приземлиться и начать с азов — с собственных комплектующих — а то пока собирать не из чего.

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»: Я бы посоветовал российскому автопрому более системно заниматься развитием рынка автомобильных компонентов, который у нас в очень-очень тяжелом состоянии находится.

Все как всегда: есть производство концептов, но нет производства машин.

Другие выпуски