«Лавров хотя бы назвал их россиянами»: мать плененного в Сирии «бойца ЧВК» — о молчании военных и властей

15/01/2018 - 21:29 (по МСК) Антон Желнов

На большую пресс-конференцию Сергея Лаврова, которая прошла 15 января, пришли российские и иностранные журналисты, аккредитованные в России. Никаких больших новостей, правда, не прозвучало. Зато Лавров косвенно, но признал существование в России частных военных компаний, которые отправляют желающих повоевать в горячие точки. В начале октября было опубликовано видео со взятыми в плен россиянами. По словам родственников одного из них, в первые две недели после публикации видео в доме Цуркану жили бойцы ЧВК, которые запрещали им обращаться куда-либо и общаться с журналистами. Валентина Цуркану, мама одного из плененных в Сирии сотрудников ЧВК, рассказала, помогает ли МИД ей и ее семье в поисках сына.

По мнению министра, Россия должна создать все условия для их защиты. Кроме того, Лавров рассказал, что местонахождение россиян Григория Цуркану и Романа Заболотного, в сентябре они оказались в плену запрещенного в России «Исламского государства», до сих пор неизвестно. По данным Conflict Intelligence Team, Цуркану и Заболотный, предположительно, были наемниками и работали как раз в ЧВК «Вагнера» в Сирии.

Сергей Лавров: «Мы знаем о сообщениях, которые вы упомянули. Мы занимаемся выяснением судьбы любого россиянина, где бы он ни находился. Если поступают сообщения о том, что он или она либо пропали, либо оказались в беде. Местонахождения двух наших граждан, о которых вы упомянули, неизвестно. И установлением его, сбором и перепроверкой соответствующей информации занимаются, прежде всего, наши военные. Так что, как только появится какая-то ясность, мы вам будем готовы об этом сообщить. Что касается других стран, то, да, такая практика распространяется. Со стороны многих государств мира. И в Ираке это происходило сейчас, и в других странах региона, где так называемая Blackwater работала, потом она была переименована во что-то еще. Я думаю, что здесь нужно четко зафиксировать законодательную базу, чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены».

Blackwater («Чёрная вода»), о которой упоминает Лавров, — основанное в 1997 году ЧВК в США. Около 90% выручки компания получает от выполнения правительственных заказов. Компания получила известность во время войны в Ираке. Ее неоднократно подозревали в контрабанде оружия, а также обвиняли в убийствах среди мирного населения.

Валентина Цуркану: Пока письма не было. Хотя я им звонила — я все обзваниваю, пишу. Мне в МИДе сказали, что письмо отправлено 26 декабря. Сегодня уже 15 января, а ответа нет. Ну у нас почта так работает. Из Москвы мне приходили письма в течение месяца — вот так работает «Почта России». А кто со мной будет связываться насчет местоположения? Я никому не нужна. Никто, никто. Это мы бьемся, пишем, звоним. Но нам никто не звонит, не приезжает и ничего. Сердце рвется вот уже 3,5 месяца. И никому нет дела.

В начале октября было опубликовано видео со взятыми в плен Заболотным и Цуркану. По словам родственников последнего, в первые две недели после публикации видео в доме Цуркану жили бойцы ЧВК, которые запрещали им обращаться куда-либо и общаться с журналистами. Позже, 11 января, мать Цуркану рассказала о том, что Минобороны засекретило поиски ее сына. В ответе ведомства на запрос родственников говорилось, что он не был штатным военнослужащим российской армии и не привлекался к выполнению боевых задач. «Сведения о конкретных мероприятиях, проводимых Минобороны России, привлекаемых силах и средствах составляют государственную тайну», — отмечалось в письме министерства.

Фото: Amaq News

Другие выпуски