После скандала с Куштау взялись за «Башкирскую содовую компанию». Кому она принадлежит и могут ли ее вернуть государству?

01/09/2020 - 23:13 (по МСК) Богдан Бакалейко

Следственный комитет спустя семь лет проверит законность приватизации «Башкирской содовой компании» (БСК). Именно эта компания планировала разрабатывать шихан Куштау. А поручил разобраться с ситуацией лично президент России Владимир Путин. Богдан Бакалейко попытался разобраться в тонкостях приватизации БСК.

В истории с «Башкирской содовой» компанией сразу несколько глав. Первая глава описывает саму приватизацию.

БСК была создана в 2013 году путем слияния государственной ОАО «Сода» (она принадлежала правительству Башкирии) и двух частных компаний: ОАО «Каустик» (она производит ПВХ) и «Березниковского содового завода» — ими владел «Башхим» и кипрская «Модисанна».

После слияния «Модисанна» владела на 100% «Башхимом», а тот в свою очередь 57% БСК. Остальные 38% оставались у правительства Башкирии.

Видимо, поэтому Владимир Путин, потребовавший разобраться с ситуацией с БСК, упомянул офшоры. «Деньги, заработанные компанией, в развитие практически не инвестируются, в регионе не остаются. При общем объеме выручки в 2019 году в 45 млрд рублей, на инвестиционные цели пошли только 2,5 млрд рублей. Где деньги? Известно где — в офшорах», — сказал Путин.

БСК действительно критикуют за отсталые технологии. Хотя компания фактически монополист — она занимает 70% российского рынка соды и неплохо на этом зарабатывает.

Только спустя 7 лет после приватизации и после того, как разразился скандал с Куштау, глава Республики заявил, что слияние было совершено с грубыми нарушениями и все это время региональный бюджет только страдал. В Республике хотят отсудить у владельцев «Башхима» ущерб в 35 млрд рублей и на него же выкупить обратно долю в «Соде».

Еще 7 лет назад слияние трех компаний вызывали вопросы у аудиторов. Говорилось, что стоимость частных компаний специально завышается, а государственной «Соды», наоборот, занижается. До слияния «Сода» выплатила 16 млрд рублей дивидендами и у нее была хорошая прибыль, а «Каустик» ничего не выплатил и работал фактически в ноль. Но компании почему-то ставили на одну ступень, а учитывая, что их было три, государство получило лишь треть активов объединенной БСК, все остальное получили частники.

До слияния «Башхим» фактически управлял «Содой». «С 2007 года предприятия „Сода“, „Каустик“ и „Березняки“ были объединены под одной управляющей компанией „Башхим“», — рассказывает политический обозреватель портала «ПроУфу» Рамиль Рахманов.

При этом нужно сказать, что люди в правительстве республики, которые утверждали тогда сделку, сейчас работают менеджерами в самой БСК. Наверно, неспроста глава Башкирии Радий Хабиров подчеркивает, что прокуратура проверит преступление, совершенное группой лиц при неправомерных действиях чиновников.

Владимир Путин, критикуя БСК, отмечал, что деньги регион не получает. Это не совсем так. БСК на 38% принадлежит Региональному Фонду, а он в свою очередь Республики Башкирии. Деньги уходят в правительственный фонд, который может инвестировать в развитие региона. Хотя, если мы посмотрим на сайт фонда, то увидим, что деньги в основном идут на спорт — футбольный клуб «Уфа», хоккейный «Салават Юлаев», волейбольный «Уфимочка». Но так было не всегда: до 2015 года доля от БСК шла напрямую в федеральный бюджет. Дождь отправил запрос в правительство Республики и все еще ждет ответа.

Кому принадлежит «Башхим»? Кто конечный бенефициар? Владимир Путин этих людей тоже упоминал в свое речи. «Деньги уходят во Францию и Швейцарию», — сказал президент. Очевидно, он имел ввиду владельцев «Башхима» — Сергея Черникова, Виктора Исламова и Дмитрия Пяткина. Про них практически ничего неизвестно. Это максимально непубличные люди. О том, как они стали бизнесменами и вошли в этот бизнес, информации нет. Как узнало издание «Лента», бизнесмены живут во Франции. На юго-востоке страны они выкупили старейшие винодельческие поместья, которым в этом году исполняется 400 лет — Шато Ля Мартинет и Приорэ Сент Мари Вьей. Видимо, по мнению президента, деньги в основном уходят туда, а не на благо Республики Башкирия.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски