Как военный контракт и жадность чиновников мешают россиянам отдыхать в Египте

Все версии задержки возобновления авиасообщения
31/10/2016 - 23:18 (по МСК) Лиля Яппарова

Практически сразу после теракта над Синаем авиасообщение между Россией и Египтом было прекращено практически сразу. С того момента российские специалисты — от Минтранса до ФСБ — постоянно летали в Египет: сначала с советами, как подтянуть системы безопасности до международных стандартов, а потом с проверками — как их советы исполняются. 

Российские чиновники регулярно делают оптимистические заявления о возобновлении полетов, но авиасообщения все нет. Как выяснила Лилия Яппарова, связано не только с безопасностью.​

Сезон в Египте уже месяц как идет, а российские туристы все еще туда не летают. Система безопасности в египетских аэропортах все еще не в порядке ― такова официальная позиция России. По оценке эксперта Общественной палаты по туризму Романа Бобылева, до сих пор египтяне на безопасности экономили, когда в Арабскую весну случилась волна революций и даже сейчас, после катастрофы над Синаем:  «Египтяне, если честно, всегда хотят сделать все подешевле. Требования, которые выдвигались и выдвигаются российской стороной, очень часто игнорируются. В силу своего менталитета египтяне очень любят имитировать бурную деятельность, но на самом деле за этим нет никаких конкретных фактов».

Теперь Египту придется вложиться. Россияне должны поверить в местную безопасность, ведь взрывчатку на борт рейса «Когалымавиа» пронесли не в «Пулкове». Именно один из обслуживавших лайнер египтян, по версии международной технической комиссии, оставил бомбу на борту рейса из Шарм-эш-Шейха в Петербург.

Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, замечает: «Это большой стереотип и заблуждение, что наши туристы какие-то бесстрашные. Когда в Тунисе два года назад произошел страшнейший теракт на пляже с расстрелом туристов, на 83% сократились продажи турпутевок в Тунис из России. Не было никаких запретов МИДа, Ростуризма ― страна была открыта для путешествий».

Как рассказывает Горин, с самого начала перед Египтом поставили 17 вопросов о безопасности полетов. Многоуровневый досмотр, охрана по периметру, контроль питания, напитков и даже тех людей, которые убираются в салоне. Чтобы проверять, как идут эти работы, в Египет постоянно летали делегации. Последняя отправится в декабре и, как говорит источник Дождя в этой последней группе, их маленькая ― всего пять-семь человек ― инспекция станет последней. Дальше вопрос, летать россиянам в Египет или нет, будет решаться на самом верху. Указ о прекращении авиасообщения подписал президент, он же должен подписать обратный указ.

Египет обещали открыть для россиян еще к началу сезона. Старший преподаватель ВШЭ Леонид Исаев, который все время переговоров находится в контакте с египетской стороной, объясняет: этот вопрос застопорился на деньгах. К весне стороны согласовали израильскую формулу обеспечения авиационной безопасности, которая исключает человеческий фактор. Формула эффективная, но дорогостоящая. Смысл в том, чтобы контролировать все точки доступа к борту ― от загрузки багажа до предполетного досмотра. Все это значит постоянный дополнительный персонал. И кто будет за все это платить? Как поделились египтяне с Исаевым, именно здесь переговоры встряли. Это случилось к апрелю. Ни Египет, ни Россия не хотели платить, тогда-то и появилась идея переложить эти траты на перевозчиков. На российских ― египетские чартеры россиян на отдых не возят.

«Все ведет к тому, что Минтранс может обязать авиакомпании использовать эти терминалы и обслуживать их соответствующим образом. Если мы возложим это все на наши чартеры, то чартеры будут недешевыми, а Египет-то привлекателен именно дешевыми путевками», ― рассказал Исаев.

Источник Дождя в той делегации, которая полетит в Египет с проверкой в декабре, подтверждает: если финансовую ответственность за обеспечение безопасности российских туристов не понесет египетская сторона, то платить будет туристический бизнес ― чартеры или даже туристические компании.

Туроператоры с такой инициативой не знакомы. «Аэрофлот» отказался ее комментировать. Представитель авиакомпании Azur Air ― этот перевозчик недавно попросил у Росавиации разрешения летать в Египет ― называет идею обременения на чартеры утопической. Если билеты станут такими дорогими, россияне лучше поедут в Доминикану.

В авиакомпании «Икар» считают обратное: с новыми правилами согласятся все перевозчики. «Если будет разумный размер ставки сбора за дополнительную авиационную безопасность, то все авиакомпании пойдут на это, поскольку приоритетом каждой авиакомпании является безопасность», ― полагает Дмитрий Зотин, коммерческий директор авиакомпании «Икар».

Роман Бобылев рассказывает, что дело действительно в деньгах, но в других. Возобновление полетов может быть тесно связано с одной конкретной сделкой. Россия предложила Египту купить партию российских самолетов Sukhoi Superjet 100. Египет ответил встречным предложением. «Если мы предлагаем купить наши машины, египтяне вполне резонно могут нас спросить: мы их купим, но куда нам на них летать? Вы допустите наши машины на перевозку ваших туристов в нашу же страну? Это такое встречное движение», ― пояснил Бобылев.

Речь идет о покупке сотни бортов. Правда, жесткого торга, например, «Россия возвращает в страну своего туриста за 100 Сухих», не идет. Обе сделки обсуждаются параллельно. 

На превью: Asmaa Waguih / Reuters

Другие выпуски