«Кто страдал за лайки и репосты — это их победа». Сергей Шаргунов о декриминализации статьи за репосты

03/10/2018 - 21:28 (по МСК) Дарья Полыгаева

В России наконец декриминализируют самую «резиновую» статью уголовного кодекса — о возбуждении ненависти или вражды. Такой законопроект внес в Госдуму президент Владимир Путин. Поправки затрагивают лишь первую часть 282-й статьи: публичное разжигание ненависти, то есть через интернет. Именно по этой статье по всей стране возбуждают уголовные дела за репосты и мемы. Когда поправки вступят в силу, преследовать по этой статье не перестанут, но ответственность за впервые совершенное нарушение будет теперь административной. За повторное нарушение в течение года после привлечения к административной ответственности нарушителю будет по-прежнему грозить реальный срок. Депутат Госдумы Сергей Шаргунов, говоривший во время «Прямой линии» с президентом об избыточной борьбе с экстремистами в России, рассказал, какие главные вопросы после предложения Путина остались нерешенными.

Теперь оперативник не сможет найти две картинки, то есть два нарушения, и посадить вас. Сначала ему придется довести до конца первое административное дело. Решение Путина — важная новость для тех, против кого уже возбудили дела по первой части 282-й статьи. Уголовное преследование против них прекратят, а дела переквалифицируют в административные. Главное, впрочем, остается неизменным: следователи и после принятия поправок в Думе смогут сажать людей за картинки и репосты. Ведь без изменений остаются статьи 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности») и 148 («Оскорбление чувств верующих»).

Сергей, вы верите, что после принятия этого законопроекта в России перестанут сажать за посты в соцсетях?

Я думаю, что в любом случае это достижение общества, и нужно радоваться самому обществу, что оно в состоянии хоть чего-то достигать. Понятно, что 282 статья и наше антиэкстремистское законодательство, в целом, это такое зло. И поводы для посадок и для прессинга могут находиться новые и новые. Но тем не менее, сегодня сделан очень важный шаг в сторону здравого смысла и очеловечивания нашего общества и государства. Я верю в то, что огромное количество обычных, безвестных ребят и девчат по всей стране в данной ситуации будут в большей степени защищены. И методом тыка назначить виновного будет гораздо более затруднительно, в том числе потому, что будут уже не настолько развязаны руки у разного рода истовых правоохранителей.

Поэтому тех, кто страдал за «лайки», за репосты, и тех, кто уже оказался привлечен, в целом, это их сегодняшняя победа. И с утра я получаю немалое количество писем и звонков от тех, кто радуется хотя бы такому достижению. Вы знаете мою позицию, еще раз повторяю, я вообще противник 282-й статьи, я считаю, что наказывать нужно не за слова, а за дела, и не за картинки, разумеется,  и не за музычку. Но вообще-то, на фоне большого количества запретительных и драконовских законов, смягчение закона, причем по такой резонансной теме, это, конечно, достижение.

Это, конечно, результат давления всего общества, результат того разговора, который был у меня с президентом на «прямой линии», результат того, что было написано в тех бумагах, которые легли на стол президенту. Так что сейчас будем наблюдать такую милую картину, когда те, кто отмалчивались или были апологетами ужесточения, начнут рассказывать, что они тоже всегда были за то, чтобы смягчать, и вообще у нас не надо никого за язык хватать.

Сергей, я согласна, смягчение — это хорошо, декриминализация — это хорошо, но вот самый распространенный комментарий, который я сегодня встречала, — хорошо, но мало. Почему все-таки Путин предлагает полумеры?

Слушайте, все-таки что-то предлагает, и это, повторяю, уже неплохо. То, что будут те, кто трактует эту новость так, что ничего не изменится, и всех будут сажать. Ну боже мой, очень грустно, если ничего не изменится. Но на мой взгляд, все равно это достаточно внятный сигнал на местах, и огромное количество дел сейчас уже должны быть пересмотрены. Просто вот так положено. Те, кому налепили эту уголовку, эти люди должны сейчас вздохнуть с большой надеждой, потому что их дела будут прямо сейчас переквалифицировать. Но ожидать от государства, что оно пойдет во всем на уступки, пока не приходится. Но добиваться этого безусловно необходимо.

У меня к вам последний вопрос, все-таки одна из резонансных статей это еще статья «Об оскорблении чувств верующих», туда вообще все что угодно можно засунуть, даже мемы из «ВКонтакте». Что должно произойти, чтобы эту статью пересмотрели?

Я думаю, что те, кто хватает блогеров за какие-то антиклерикальные хохмочки, равно как и за футболки «Православие или смерть», просто запугивают всех, кто пользуется интернетом. Поэтому я думаю, что и здесь необходима разумная декриминализация. И поэтому я думаю, что должно просто пройти какое-то время, и в любом случае, нужно добиваться того, чтобы людей за их мнения, за их шутки, за их суждения, за их участие в спорах не хватали, вне зависимости от того, на какую тему они решили высказаться или пошутить.

Спасибо вам.

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски