Конец частного космоса в России? Почему не может быстрых разумом Илонов российская земля рождать

10/06/2020 - 21:47 (по МСК) Богдан Бакалейко

Компания S7 ведет переговоры о продаже плавучего космодрома «Морской старт». Об этом узнало агентство «ТАСС». В апреле глава S7 Владислав Филев сообщил, что проект космодрома заморожен. «Морской старт» — это специальная пусковая станция, разработанная еще в 1995 году совместно Россией, Америкой, Норвегией и Украиной. Но в 2018 году S7 выкупил технологию, а уже в начале этого года переправил ее в Россию. И, казалось бы, все хорошо, но в апреле Владислав Филев сообщил, что содержание космодрома в России обходится в два раза дороже, чем в Америке, хотя изначально бизнесмену обещали обратное. Владислава Филева можно назвать российским Илоном Маском. Кроме космодрома, его компания работала над ракетой с возвратным модулем. Это то, что уже сделала американская SpaceX. Но теперь, с продажей «Морского старта», кажется, что частной космической компании в России так и не суждено сбыться. О финише «Морского старта» — материал Богдана Бакалейко. 

Два с половиной года назад компания S7 купила плавучий космодром «Морской старт». Именно он должен был приблизить мечты компании о космосе к реальности. 

Компания Владислава Филева — это один из немногих примеров крупного частного семейного бизнеса в России. В 1998-м он, будучи финансистом, выкупил акции авиакомпании «Сибирь» и вместе с женой начал ее развивать. За 20 лет «Сибирь» превратилась в S7, пережила и кризисы, и попытки государства забрать бизнес.  

«После кризиса 2008–2009 года Филевы дважды могли потерять компанию. К 2008 году „Сибирь“ подошла в момент обновления парка с высоким долгом, половина которого приходилась на „Сбербанк“. У него в залоге был и контрольный пакет акций компании. „Сибирь“ начала допускать дефолты. Правительство выставило условием господдержки объединение компании с „Аэрофлотом“, „Сбербанк“ поддерживал эту позицию. „Греф стучал по столу — надо отдавать компанию“, — рассказывал The Bell источник, близкий к Филевым».

Тогда получилось взять кредит в «Альфа банке» и расплатиться по долгам. В 2013 году, говорили, что долю в «Сибири» хотел купить «Аэрофлот». Но и эта сделка не состоялась. Компанию Филевы сохранили и сделали прибыльной. 

Когда в 2015 году обанкротился «Трансаэро», а «Ютэйр» буквально спасал главный акционер — «Сургутнефтегаз», S7 увеличивала доходы. А после — открыла космическое подразделение Space. 

Михаил Котов, научный журналист: «Это действительно человек, который был заинтересован. Он больше тяготеет к авиации. Космической стороной в свое время занималась Наталья Филева больше».

После компания объявили о покупке «Морского старта». Это плавучий космодром, который начали разрабатывать еще в 95-м году совместно Америка, Россия, Украина и Норвегия. Главный штаб и сама платформа находились в Калифорнии. Но вскоре объединенная компания обанкротилась. А потом ее купил S7. Сделку закрывали два года. 

И хотя изначально платформа в России не находилась, Филев ее все-таки вернул через два года. Но, кажется, это сыграло с «Морским стартом» злую шутку. Уже через несколько месяцев после возвращения бизнесмен объявил о заморозке проекта. 

«Мы доставили комплекс во Владивосток, доставили командное судно и стартовую платформу. Сегодня у нас нет возможности чем-то заниматься, поэтому мы программу пока заморозили до лучших времен. Правда, когда мы согласовывали перевозку комплекса в Россию, мне говорили, что условия по размещению будут не хуже, чем в Америке… Не случилось: с финансовой точки зрения хуже вдвое», говорил тогда Филев.

Филев рассчитывал на пять запусков в год. Это стоило бы компании полтора миллиарда рублей. Когда о сделке только объявили, бизнесмен рассчитывал на сотрудничество, правда не говорил с кем. Возможно, это те же люди, которые обещали недорогое размещение комплекса в России. 

Филипп Терехов, популяризатор космонавтики: «Несмотря на то, что это был технически очень интересный проект, в финансовом плане он в редкий год был удачен. Была информация, что проект становится прибыльным, когда он делает в год больше четырех пусков. И таких лет было всего несколько. Если я правильно помню, три. Изначально это не был мегавзлетевший проект и вот эта история с продажей… Это выглядит как мечта, которая не оказалась подкрепленной возможностями».

Но это не единственная проблема «Морского старта». Во-первых, перед продажей американцы сняли свои детали с платформы, поэтому их нужно было заменять. А во-вторых, космодром рассчитан только на украинские ракеты «Зенит». Они из-за политической ситуации фактически стали недоступны. И хотя в 2017 году на запуске «Зенита» с Байконура на ракете была эмблема S7, в дальнейшем договориться с украинцами не получилось. 

«Возникло сразу множество проблем, — рассказывает Филипп Терехов.У них есть два корабля. Это инфраструктура, которая требует больших денег просто для хранения, были оценки, что это 30 млн долларов в год просто на хранение. Дальше, нет ракеты. И нет заказов, потому что даже в лучшие времена заказов было немного».

«Роскосмос» пытается сейчас сделать копию «Зенита» под названием «Союз-5». Но на это потребуется еще несколько лет. В S7 также рассказывали, что работают над своей ракетой. Она как и у Илона Маска должна была стать возвратной, и как у «Роскосмоса» — на базе «Зенита». Но и здесь не вышло. 

«На самом деле они очень хотели делать. Они пробовали все варианты, они даже хотели производить часть пакетов для ракеты на „Южмаше“ (государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» — прим. Дождя), часть пакетов в России, а потом собирать это в США. Перепробовали они все варианты, которые только можно, просто никто не мог представить на момент покупки „Морского старта“, что у нас ракеты „Зенит“ не будет целиком и полностью, не будет возможности ее даже закупить», — объясняет Михаил Котов, научный журналист.

С заморозкой «Морского старта» можно сказать что заморозились и частные космические запуски в России. Другие проекты напоминаю скорее стартапы, которым еще нужно найти финансирование. 

Что касается Владислава Филева, последнее время у него, мягко говоря, не самый хороший период. В прошлом году пилотируя бизнес-джетом, разработка которого принадлежит S7, разбилась жена Филева — Наталья. Она также как и муж отдала много сил компании и, в частности, космическому подразделению. 

«К сожалению, мне кажется, что первый удар этот проект получил с гибелью Натальи. Я не знаю, насколько удалось бы оправиться, если бы не случилось того, что там произошло сейчас, но руководителем S7 Space была в основном Наталья», — добавляет Михаил Котов.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски