Коллапс на МЦД. Как запуск нового наземного транспорта стал пиар-катастрофой для Собянина и его команды

25/11/2019 - 22:13 (по МСК) Митя Меламед

25 ноября появилась новость, что проезд по Московским Центральным Диаметрам в ближайшие две недели будет бесплатным. По словам мэра Сергея Собянина, это было сделано «для более тщательной наладки билетной системы». Сергей Собянин ничего не сказал о рекордном количестве жалоб пассажиров на неработающие валидаторы билетов и общий пиар‑провал открытия МЦД. Само участие президента Путина в мероприятиях в прошлый четверг вызвало настоящую бурю в соцсетях — люди рассказывали о пробках из электричек, о полностью перекрытом движении и беспрецедентных мерах безопасности, полностью перечеркнувших их обычные планы. За выходные мэрии не удалось обратить в свою пользу вроде бы абсолютно выигрышную ситуацию. Митя Меламед — о бесплатных поездках как капитуляции городских властей. 

Все, что произошло на запуске Московских Центральных Диаметров, московский мэр Сергей Собянин в интервью телеканалу «Россия 1» назвал «техническими огрешностями». За четыре дня работы новый столичный транспорт успел собрать тонны негатива от пассажиров и стал настоящей пиар-катастрофой для мэрии.

Проблемы начались уже во время торжественного открытия. Четверг, 21 ноября, мэр Москвы, президент Владимир Путин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев оказались среди первых пассажиров нового транспорта. Обсуждали рабочие места, молодежь, Путин даже мимоходом раскритиковал закон о медицинских справках для водителей — его отменили в тот же день. Приезд президента, как обычно, сопровождался усиленными мерами безопасности. Сотрудники ОМОНа и переодетые полицейские с собаками сидели под платформой на станции «Беговая», на белорусском направлении был коллапс, люди застревали в поездах и самостоятельно выбирались из вагонов прямо на пути.

Даниил Баев, блогер: Сели в бизнес-класс, прождали 10 минут, 20 минут, вот уже машинист объявляет, что он не может связаться с дежурной по станции и что он не знает, когда поезд отправится. Проблема в том, что об этом не объявили. Люди, которые ехали в аэропорт «Шереметьево», они ничего не знали о том, что будут закрыты диаметры.

Кроме того, пассажиры массово жаловались на неработающие турникеты и валидаторы билетов — обладатели карты «Тройка» не могли пройти на платформу. Оказалось, что проездные надо было обновить, но и об этом предупредили только за день до запуска МЦД.

Даниил Баев, блогер: С картой «Тройка» были проблемы в том, что новая билетная система очень сложная. Она подразумевает, что деньги у тебя списываются не только на входе, но и на выходе. Из-за этого теперь используются другие алгоритмы, которые еще не успели настроить. Здесь, в основном, проблема на стороне ЦППК.

Новые поезда «Иволга», кстати, тоже делу совсем не помогли — они оказались намного короче старых электричек — всего семь вагонов вместо 12. Люди не помещались в поезда, которые и так ходили с перебоями. Те, кому не повезло, были вынуждены ждать на платформе. Или вообще догонять поезда, которые оказались слишком короткими.

Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта НИУ ВШЭ: Ну там состав всего семивагонный. Там, конечно, просторнее за счет того, что есть свободный проход по вагонам, но все-таки семь меньше девяти, никуда не денешься. И, соответственно, провозных не хватило. Это вообще была грубая ошибка на этапе ввода, сейчас ураганным темпом исправляют, потому что в чем идея была? Что у нас будут семивагонные электрички, но они будут ходить с высокой частотой, и, соответственно, провозных станет больше и интервал будет комфортнее.

Проблемы продолжились и в пятницу, и в выходные. Поезда продолжают ходить с задержками, все пассажиры в них не влезают, а в некоторых вагонах просто перестали открываться двери.

Но на помощь Собянину пришли федеральные каналы. Например, вышел воскресный сюжет из программы Дмитрия Киселева, где проблем с турникетами, как и с долгим ожиданием поездов, у корреспондента не возникло.

Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта НИУ ВШЭ: Запуск МЦК был запуск с чистого листа, по этой трассе никто никогда не ездил, она новая. Здесь же вот эта новая система наложилась на уже привычную линию, и тут вылезли все дефекты. Наладить работу платежных терминалов, считывания карт всех видов, которые есть в московском меню — это, безусловно, за две недели сделают. Увеличить частоту — это вопрос не организационный, это вопрос о завершении развития путевого хозяйства, это очень дорогая и, в условиях Москвы, очень сложная штука. Добавить количество вагонов — это организационный вопрос, тоже технологически непростой, но для спасения лица это сделают.

Интервью мэра, в котором он признает проблемы, появилось только через три дня после запуска, в субботу. Видимо, этого оказалось недостаточно, и уже под вечер воскресенья он обрадовал постом Вконтакте, в котором написал, что составность поездов увеличат с шести-семи до 10-11 вагонов, а проезд в ближайшие 15 дней станет бесплатным. Дадим Собянину и его команде шанс все исправить — и, может быть, в следующем году все будет, как в рекламном ролике МЦД от «Москвы 24».

Что сделать Сбои в метро
Если что-то случилось в поезде — связаться с машинистом с помощью кнопки, которая есть в каждом вагоне; назвать ему номер вагона. На всех станциях есть колонны экстренного вызова. Здесь инструкции на случай разных чрезвычайных ситуаций.
Узнать, как бороться с приступами паники (не путать с паническими атаками). Есть специальные приложения.
В случае опоздания потребовать компенсацию.
Что еще сделать. Все материалы

 

Также по теме
    Другие выпуски