«Когда зашел разговор про курточку, был просто взрыв хохота»: как Алексей Улюкаев отреагировал на аудиозапись разговора с Сечиным

05/09/2017 - 23:47 (по МСК) Ольга Гладышева, Павел Лобков

Каждое заседание суда над бывшим министром экономического развития Алексеем Улюкаевым приносит новые сенсации. Судя по показаниям, которые 5 сентября огласил прокурор, Игорь Сечин фактически заманил министра, обвиняемого в получении взятки в $2 млн долларов, в штаб-квартиру компании, где записал разговор. Ольга Гладышева побывала в суде, где полностью послушала диалог Улюкаева и Сечина.

Во время заседания 5 сентября Улюкаев был очень сосредоточен, не разговаривал с журналистами, а с его лица исчезла обыкновенная улыбка. Смех бывшего министра вызвал лишь тот самый разговор, который состоялся между ним и Сечиным во дворе офиса «Роснефти». Из протокола осмотра места происшествия известно, что после разговора оперативники провели беседу с Улюкаевым и его водителем. Бывший министр рассказал, что в сумке ожидал увидеть бутылку вина. Потом у него попросили ключ, который Улюкаев достал из заднего кармана и добровольно передал оперативникам.

Протокол осмотра места происшествия:

В сумке в присутствии понятых обнаружены денежные средства в иностранной валюте. Далее специалисты в резиновых перчатках извлекли из нее 20 пачек денежных средств с купюрами достоинством 100 долларов США, по 100 купюр в каждой пачке. А также 30 герметичных полимерных упаковок с долларами, в которых находилось еще 180 пачек.

На пачках денег были обнаружены следы. Кроме того, на ручке сумки проявились светящиеся пятна, как и на руках самого Улюкаева и его водителя. Вообще, во вторник обвинение впервые более или менее восстановило хронологию дела. Оказалось, что все началось с письма генерала ФСБ Олега Феоктистова (который на тот момент занимал  должность вице-президента и главы службы безопасности «Роснефти») за подписью самого Игоря Сечина на имя директора ФСБ Александра Бортникова.

Письмо главы служба безопасности «Роснефти» Олега Феоктистова директору ФСБ Александру Бортникову:

В октябре этого года мною от исполнительного директора НК «Роснефть» Сечина получена информация о том, что министр экономического развития Улюкаев потребовал от него выплаты незаконного денежного вознаграждения в сумме двух миллионов долларов США за выданную Минэкономразвития положительную оценку сделки по приватизации «Башнефти». В случае реализации Улюкаевым своих угроз, «Роснефть» будет нести значительные финансовые потери, что негативно скажется как на деятельности компании, так и на экономике Российской Федерации.

Если верить письму, Улюкаев вымогал взятку у Сечина в октябре прошлого года. В этом заявлении глава «Роснефти» соглашается участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях. На письме дата – 27 октября 2016 года. С этого момента за Улюкаевым, по всей видимости, начали следить. А задержали в ночь с 14 на 15 ноября – тогда же составили рапорт о признаках преступления. Там уже момент вымогательства взятки не определен, и речь идет об «октябре-ноябре». Так когда же и где Улюкаев все-таки потребовал от Сечина 2 млн долларов?

Обвинительное заключение:

15-ого октября 2016 года, находясь в служебной командировке в штате ГОА в Индии на саммите глав государств стран БРИКС Улюкаев потребовал от Сечина взятку в сумме 2 миллиона долларов США в качестве благодарности за положительное заключение по сделке.

В обвинительном заключении говорится о том, что экс-министр вымогал взятку в Гоа, но во всех внутренних документах ФСБ и Следственного комитета, которые 5 сентября огласили в суде, местом вымогательства взятки была Москва. Впервые упоминание Гоа встречается лишь в разговоре Сечина с Улюкаевым по телефону – там бывший министр дал главе «Роснефти» некое «поручение». Какое? Пока неизвестно. В деле 30 томов, во вторник рассмотрели только несколько из них – в зал внесли две коробки по пять томов в каждой – ответы на вопросы могут скрываться в остальных. Кроме того, еще не допрошены все свидетели – у обвинения их – 30 человек. Во вторник выслушали очередного сотрудника Минэкономразвития Юлию Москвитину. Больше всего вопросов, конечно же, к самому Игорю Сечину, но в его приход на суд в качестве свидетеля не верят даже адвокаты Улюкаева.

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Другие выпуски