«Праздник одного Путина». Почему мировые лидеры не хотят ехать на парад в Москву

Объясняет Андрей Колесников
22/06/2020 - 21:32 (по МСК) Антон Желнов

Президент Хорватии Зоран Миланович не поедет на парад Победы в Москву, так как у него сломался самолет, об этом сообщили в хорватском посольстве в России. При этом Миланович был одним из первых иностранных гостей, кто еще в конце апреля собирался прилететь в Москву в день 75-летия победы. Не смогут приехать из-за эпидемии короновируса президенты большинства западных стран, Армении, Азербайджана и Туркмении. Зато свой визит подтвердил президент Беларуси Александр Лукашенко. Также в Москву согласились приехать президенты Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Абхазии, Южной Осетии и Сербии. Президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что не приехал бы на парад в Москву даже в том случае, если бы ему направили приглашение. Мы обсудили кремлевский guest-лист с экспертом московского центра «Карнеги» Андреем Колесниковым.

Андрей, добрый вечер!

Добрый вечер!

Как вам кажется, то представительство, которое будет 24 июня все-таки в Москве, какой вывод здесь можно сделать? Действительно ли западные страны из-за угрозы коронавируса решили не приезжать либо использовали это в политических целях, чтобы не было никаких контактов с Россией сегодня?

Я полагаю, что здесь есть такой, я бы назвал его этическим, этический момент. Это парад не в честь 75-летия победы нашей страны над нацизмом. Это парад Путина, поэтому ни один лидер западной страны из тех стран, которые являются передовыми и ключевыми в мире, не приедет на этот парад. Тот состав гостей, который есть сейчас, назовем этот синклит осью Путина, это все те люди, которые могут и хотели бы с путинской Россией сотрудничать. Негусто, скажем прямо, эти практически карикатурные отказы показывают, что не хотели бы некоторые лидеры, которые, в общем, пытаются дружить с Путиным, тоже быть обнаруженными на этом мероприятии прославления Путина фактически, повторюсь, а не победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

А парадом Путина он стал, с вашей точки зрения, потому что проходит 24 июня? Ведь 9 мая, когда планировался большой парад к 75-летию, собирались в Россию и Макрон, даже когда уже бушевала эпидемия коронавируса, все равно были разговоры о том, что те, кто еще ранней весной подтвердился, и Майкл Помпео из США, и Макрон, и Меркель, все они собирались быть 9 мая. Потом отменился парад 9 мая, и не случилось.

Но, тем не менее, почему тогда было одно восприятие, а сейчас, как вы говорите, другое?

Я думаю, что восприятие было то же самое. Эти подтверждения, мне представляется, были не совсем точными, очевидными и стопроцентными. И вообще говоря, в то время, может быть, еще не было так очевидно, до какой степени грубо в интересах Путина будет эксплуатироваться вообще вся текущая повестка. Хотя, в принципе, это очевидно практически уже всегда.

Дело в том, что если мы вспомним, например, девяностые годы, называемые лихими, тогда тоже проходили парады. Тогда мы все тоже отмечали таким же способом победу в Великой Отечественной войне. Не было никаких проблем, ни с переписыванием истории не было сюжета, не было проблем с тем, чтобы приехали ведущие лидеры мировых держав. Россия была открыта миру, у нас были союзники, и этим союзником был целый мир, в том числе западный мир. Сейчас этих союзников нет, они не приезжают, мы противопоставляем себя всему остальному миру. Тогда получается праздник не союзников, а праздник одного Путина.

Как вы думаете, эта тенденция началась когда? Вы упомянули про девяностые, в 1995-м начались парады в новейшей истории России. А тенденция, когда на парады перестали, все меньше и меньше приезжали иностранные лидеры, когда это началось, с вашей точки зрения? Пять лет назад, раньше?

Мне трудно сейчас назвать точную дату, но эксплуатация, такая циничная, я бы сказал, эксплуатация нашего главного праздника началась в совсем уж очевидных формах, наверно, где-то лет пять тому назад, на самом деле немножечко раньше. Когда пошли вот эти круглые даты, резко увеличилась пышность отмечания, и сейчас это вошло уже совсем в пик, это уже не просто такой, так сказать, милитаристский угар, это угар церковно-милитаристский, что вообще не имеет никакого отношения к истории Великой Отечественной войны, будем честны.

Это уже ралли не просто вокруг флага для того, чтобы мобилизовать большое количество людей и еще спровоцировать их на то, чтобы они пошли на это голосование, нужно устроить ралли вокруг хоругви, что было сегодня предъявлено Путиным и патриархом во время открытия этого гигантского дорогостоящего предприятия в виде храма Вооруженных сил, где патриарх ухитрился поздравить всех с началом войны.

Да, это произошло сегодня утром. Президент поехал в храм, новый храм Министерства обороны. Андрей, если говорить про тех, кто доберется, например, Лукашенко, мы знаем, какой конфликт между Лукашенко и Кремлем в последние недели происходит. Россию уже обвиняли в том, что она выставила своего кандидата Бабарико, который сейчас находится в СИЗО КГБ.

Как вам кажется, как эти переговоры могут пройти? Или к Лукашенко и к его риторике все привыкли, те заявления, которые были от него, не повлияют на качество переговоров?

Я думаю, здесь на самом деле встречаются два сапога пара в буквальном смысле этого слова, два вождя, два однотипных совершенно по своему авторитарному характеру лидера. Оба эксплуатируют тему Великой Отечественной войны активно. В этом смысле они абсолютно едины, здесь не будет никаких противоречий. К тому же Лукашенко очень важен сейчас Путину, потому что число лидеров, приезжающих в Москву, снижается. Любой приезжающий в Москву лидер становится человеком на вес золота.

Фото: Андрей Любимов / Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски