Нобелевский комитет продолжает вручать премии ученым — 3 октября была вручена награда по химии. Обладателями премии стали Фрэнсис Арнольд «за направленную эволюцию ферментов», а также Джордж Смит и Грегор Уинтер «за фаговый дисплей пептидов и антител». Павел Лобков объяснил значение этих открытий.
Фото: EPA / TASS
Павел Лобков: Я проиллюстрирую Нобелевскую премию по химии двумя вещами. Первое — президент Обама вручил лауреату Френсис Арнольд медаль за выдающиеся достижения в науке. А второе — это жидкое моющее средство, которое выводит жирные пятна. Жиры разлагаются особыми ферментами липазами. Но вот заставить природные ферменты работать в стиральной машине невозможно — это хрупкие белки, которым нужна постоянная температура и влажность.
И вот за что дали Нобелевскую премию — за искусственную эволюцию ферментов. За их приспособление к простым человеческим нуждам, например изготовлению биотоплива из пластиковых бутылок, детоксикации вредных отходов металлургии. И в этом смысле человек играет в Бога. Для обычной эволюции понадобились миллиарды лет. Мутации, их наследование и закрепление естественным отбором дарвиновский процесс, мучительный и длительный. Френсис Арнольд еще в 80-е предложила теоретическую модель: вы берете ген, который отвечает за производство нужного вам фермента, и вносите в него миллионы мутаций.