Гондолы в никуда: почему канатную дорогу между фан-зоной и Лужниками так и не открыли к ЧМ (и где деньги)

19/07/2018 - 21:28 (по МСК) Наталия Телегина

В 2016 году столичные власти решили запустить канатную дорогу, которая одновременно и транспорт, и туристический аттракцион. Старт назначили на 2018 год, к чемпионату мира. Дорога как раз предполагала три остановки: «Лужники», «Воробьевская набережная» и «Воробьевы горы» — от стадиона к фан-зоне и обратно. Чемпионат начался и закончился, а канатка так и не запустилась. Что же ей помешало? Разобралась Наталья Телегина.

Фанзону МГУ за время Чемпионата, посетило около двух миллионов человек. Совсем недалеко — стадион «Лужники». Финал Чемпионата собрал здесь более 80 тысяч человек. Два этих места соединяет канатная дорога. Точнее, должна была соединять.  

Вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин: «Работы по строительству канатной дороги идут в хорошем темпе. К началу Чемпионата мира по футболу ее планируется запустить».

Но и после окончания чемпионата гондолы по-прежнему безжизненно висят на канатах. Почему «канатку» так и не запустили? И на чьи деньги был этот праздник?

Знаменитый диджей, тусовщик и бизнесмен Михаил Венгеров встречается с нами в своем офисе в Москва-Сити. Он один из инвесторов канатной дороги в Лужниках, хотя и отказывается раскрыть свою долю и других партнеров. Со слов Венгерова выходит, что стоимость канатной дороги — от 10 до 15 млн евро и все это частные деньги.

Диджей, бизнесмен Михаил Венгеров: «Воробьевы горы -- это вторая площадка после Красной площади по количеству туристов. Пять миллионов человек посещают Воробьевы горы. Мы планируем, что нашей канатной дорогой воспользуются примерно 1,5 миллионов человек. Думаю, билет будет стоить 300-350 рублей. Про срок окупаемости: если оптимистично, то семь лет, если пессимистично, то 12 лет. В общем, я думаю, будет 10 лет».

Этот срок, очевидно, сократился бы, если бы  «канатку» открыли к Чемпионату мира. Собственно, она вообще была одним из аргументов в пользу фанзоны возле МГУ. Ответ, почему этого не произошло, честно говоря, поражает воображение.

Диджей, бизнесмен Михаил Венгеров«Конечно, хорошо было бы покатать 80 тысяч человек, которые выходили из «Лужников».

Председатель попечительского совета спорткомплекса «Воробьевы горы» Дмитрий Свищев: «Технически канатная дорога готова. Я сам по ней ездил. Красота неописуемая. Но наша канатная дорога попала в зону периметра высокопоставленных персон. И она ни для кого не может работать».

Все это звучит диковинно. Вы можете себе представить, чтобы станция метро «Спортивная» или «Воробьевы горы» вдруг попали в какой-то охраняемый периметр? Пытаясь разобраться в этой загадочной истории, мы собрали максимум комментариев ее участников.

Совладелец компании «Мосспорттех» (технический заказчик канатной дороги) Николай Диваков: «Просто «Лужники» -- закрытая зона, «чистая» зона. И туда нельзя высаживать пассажиров. А сами станции построены, все готово».

Будь «канатка» даже полностью готовой, она бы все равно не смогла обслуживать болельщиков. Канатная дорога на Воробьевых горах до сих пор не прошла Главгосэкспертизу. Это значит, ее невозможно ввести в эксплуатацию. Строго говоря, ее нельзя даже было начинать строить.    

Корр.: Я правильно понимаю, что как на опасный объект, документы на канатную дорогу только направились в Главгосэкспертизу?

Михаил Венгеров (М.В.): Это уже повторно.

Корр.: Почему повторно?

М.В.: Сначала сдали. Их вернули.

Корр.: Почему вернули?

М.В.: Потому что мы не успевали. Там есть срок -- месяц. Ты должен в течение месяца донести все документы. Не успел донести (насколько я это знаю, все-таки занимается этим застройщик_ -- тебе просто все возвращают. Ты еще раз платишь.

Железные опоры стоят, гондолы висят, рабочие что-то делают, а никаких бумаг нет. Этот вакуум и вызывает больше всего возмущения местной общественности. Некоторые муниципальные депутаты уже успели просто-таки возненавидеть канатную дорогу.  

Председатель Совета депутатов муниципального округа Гагаринский Елена Русакова: «Мы обнаружили, что проекта вообще нет. В сеть попадали какие-то уродливые картинки, нарисованные как будто детской рукой. Поверх фотографии был рисунок предполагаемой «канатки» -- и все. Проекта не было даже в закрытых базах, доступных специалистам».

Ситуацию усугубляет то, что Воробьевы горы -- довольно опасное место. Вспомним знаменитую легенду о холодильных установках в подвалах МГУ. Якобы только заморозка грунта удерживает гигантское здание от проседания под землю. А на склонах вовсе ничего не строится.

Председатель Совета депутатов муниципального округа Гагаринский Елена Русакова: «Здесь сохранился лес с древних времен. Именно потому что этот склон непригоден для строительства. Потому что здесь оползневые процессы, все постройки здесь неминуемо разрушаются. Обязательно снимите развалины эскалатора, эскалаторной галереи».

Эскалаторная галерея появилась на Воробьевых горах в 1959 году и даже успела засветиться в нескольких художественных фильмах. А вот как она выглядит сейчас. Сложно сказать, то ли оползень тому виной, то ли отсутствие должного содержания после Перестройки.    

Куратор спорткомплекса «Воробьевы горы», депутат Госдумы Дмитрий Свищёв, не согласен с нашей постановкой вопросов. Мол, вместо того, чтобы просто восхищаться роскошным проектом, мы спрашиваем про деньги, про экспертизу.

Председатель попечительского совета спорткомплекса «Воробьевы горы» Дмитрий Свищев: «Мне все равно, сколько стоит эта канатная дорога! Мне -- все равно!!! 100 миллиардов долларов или один рубль. Мне -- все равно!!! Мне важно, чтобы эта канатная дорога была. Я считаю, что я сделал хорошее дело, потому что я нашел этих инвесторов».

Дмитрий Свищёв действительно нашел и привел инвесторов канатной дороги. Здесь вопросов нет. Кроме разве что одного. В центре всей схемы, буквально в пучине финансового потока, оказалась фирма МКД. А она принадлежит отцу депутату Госдумы.

Единственный инвестор, кто согласился назвать себя, это диджей и шоумен Михаил Венгеров. Объем инвестиций оценивается в 10-15 млн евро. Эти деньги фактически стекаются в компанию-застройщика, она называется «Московские канатные дороги». Единственный владелец -- Александр Свищёв. Его сын, Дмитрий Свищев, входит в Комитет по спорту и туризму и является одним из главных лоббистов проекта спортивного комплекса на Воробьевых горах.

Председатель попечительского совета спорткомплекса «Воробьевы горы» Дмитрий Свищев: «Потому что вы сейчас увидели, услышали, вас кто-то зарядил!! Вас кто-то… Я не буду неприятные слова говорить. Просто, к сожалению, у вас такое восприятие. Вас не было. А то, что там тысячи людей занимаются спортом! Ежегодно, ежедневно! Понимаете? С утра до вечера. И будут заниматься. Независимо от того, что вы скажите».   

Инвесторы называют канатную дорогу сугубо частным проектом. Но это не совсем так. Дело в том, что укреплением опасного склона против оползней занимается Москва. За последние годы на эти цели из бюджета потратили более 150 млн рублей.

Фото: Никита Симонов / портал Москва 24

Другие выпуски