«Достаточно вдохнуть пары»: как убивает метиловый спирт

Рассказывает Павел Лобков
21/12/2016 - 00:03 (по МСК) Павел Лобков

От так называемого концентрата «Боярышник» в Иркутске погибло уже 58 человек, объявлен день траура. В больницах продолжают оставаться 40 человек в тяжелом состоянии. Это тяжелое отравление метиловым спиртом.

Вот что нужно, чтобы купить метиловый спирт официально, об этом нам рассказал источник в химическом бизнесе: 

Собеседник Дождя в химическом бизнесе: «Вопрос усложнился. Идти нужно двумя путями. Получить лицензию на право работы с ядовитыми веществами, Это делает Госнаркоконтроль, теперь МВД.  Причем проверят наличие комнаты с сейфами, стоящей на охране в МВД. Список людей, допущенных к этой работе, утверждают тоже они.. Разрешение на приобретение метанола дает служба МЧС по представлению Санэпидстанции. Этот путь прояснился, когда за использование метанола с разрешением МЧС, но без лицензии, мы получили "Дело" от наркоконтроля. Покупать метанол можно только у организаций, имеющих на это лицензию. Например, грязный метанол — в Томске на заводе. Чистый, мерковский — Москва, фирма "ХимМед"»

 

То есть само наличие ядовитого метилового спирта в таких количествах уже указывает на коррупционную составляющую. В 2007 году, после серии отравлений водкой, содержащей метанол, его оборот в рознице был фактически прекращен — издано постановление «О прекращении использования метилового спирта в стеклоомывающих жидкостях и антифризах». И это подтвердили Дождю в московских магазинах, торгующих бытовой химией.

Тем удивительнее, что яд оказался в концентрате для ванн, который, если употреблять его по инструкции, нужно добавлять в теплую воду. При этом, чрезвычайно летучий метиловый спирт испаряется и чтобы им отравиться, достаточно вдохнуть пары. Тем временем в Иркутске обнаруживаются все новые партии так называемого «Боярышника» и лояльные потребители

Чем так опасен именно метиловый спирт? Вот этиловый — СН3-Сн2-ОН, две молекулы углерода. Чтобы его обезвредить, в организме есть фермент алкогольдегидрогеназа, которая навешивает на этот конец атом кислорода. Окисленный этанол — это уксусный альдегид, который и вызывает столь неприятное похмелье, потом он сам окисляется в безвредный уксус. Но фермент этот довольно неразборчив, и СН3-ОН метанол, который сам по себе не слишком ядовит, принимает за этанол и тоже окисляет.

Но продукт — формальдегид, ну это то, чем консервируют трупы в моргах. Если молекула формальдегида встречает две группы содержащие азот — это любые белки организма, она намертво их сшивает. То есть все ферменты парализуются, причем извлечь формалиновый мостик из белка невозможно.

Сильнее всего поражаются ткани с высоким уровнем кровоснабжения, туда формалин поступает первым — это сетчатка глаза, печень и мозг. Причем отличить метиловый и этиловый спирты не только обезвреживающий фермент, но и  человек не может никак. Они совершенно одинаково пахнут и одинаковы на вкус. Так что любая жидкость со спиртовым запахом без акцизной марки уже смертельно  опасна, тем более что подпольный метиловый спирт, если его удастся достать, неприлично дешев — 19 рублей за литр, и у него большой шанс оказаться в  бутылке с суррогатом.

 

Фото: РИА Новости / Владимир Смирнов

Также по теме
    Другие выпуски