Дмитрий, здравствуйте. Я не ошиблась, это действительно единственная существующая империя в мире?
Здравствуйте. Она не единственная существующая, но это самая старая империя. Она восходит, как гласит легенда, напрямую к богине солнца. Император долгое время считался живым богом и отказался от своей божественной сущности только после Второй Мировой войны.
Насколько консервативна вообще императорская фамилия в Японии и насколько важен этот шаг, на который пошел 125-й японский император?
Я думаю, что с уходящим императором, конечно, связана целая эпоха, но это переходная эпоха, потому что нынешняя японская монархия модернизируется, становится более современной, понятной людям и отходит от многих архаичных традиций, которые ее дискредитируют.
Например?
Прежде всего это традиция брать себе жен только из одного рода Фудзивара. Эта традиция была отменена только в конце 50-х годов прошлого века, когда впервые ныне действующий император, который отрекается, женился на простолюдинке. Сейчас уже император волен сам выбирать себе жен, хотя никогда такого не было, были очень жесткие ограничения на выбор императора.
Сейчас ― вот что новое ― девиз правления императора, который был почти месяц назад обнародован, Рэйва ― «красивая гармония». Этот девиз был взят впервые не из китайской классической литературы, а из японской поэзии VIII века. Это тоже впервые, не имеет себе равных, это, на мой взгляд, призвано продемонстрировать уважение к японским традициям и в какой-то степени противопоставить себя Китаю.
Следующее новое ― это то, что наследные принцы получают такое западное, современное образование. Нынешний наследный принц, который завтра получит регалии императорской власти, получил образование в Оксфорде. В общем-то, это уже вполне западный человек, вполне человек мира, имеющий такое современное мировоззрение и понимающий, что монархия не должна быть таким архаичным институтом, оторванным от жизни, от простых людей. И в этом смысле, на мой взгляд, есть определенная конфликтность в том, что определенные силы в Японии, именно консервативные силы, хотят оставить…
Националистические?
Это не совсем националистические, это те, кто хотел бы, чтобы институт не менялся, чтобы он, в общем-то, остался таким же, как и был раньше. В этом они видят дань традициям, залог сохранения идентичности японского общества, Японии как таковой.
С другой стороны, значительная часть японского общества уже не хотела бы такой архаики. Они видят в императоре прежде всего человека, хотя по конституции это символ государства и единства нации. Но это не просто символ, это некая такая субстанция, призванная олицетворять все общество, я бы сказал. Связь государства с обществом, но такая очеловеченная связь.
Например, в Японии очень популярно, большое сочувствие проявляется к супруге нового императора, который сейчас как раз восходит на престол. Она во многом вышла замуж под давлением обстоятельств, она была дочерью крупного дипломата и не хотела выходить замуж, так как перед ней была блестящая дипломатическая карьера. Одна была одной из трех избранниц среди 800 претендентов на должность в Министерстве иностранных дел, имею в виду женщин, потому что в Японии мужское общество. Она получила в Гарварде прекрасное образование, перед ней была прекрасная карьера. Конечно, она понимала, что ее ждет вот эта регламентация жизни, практически отсутствие какого-то элемента личной жизни. Но она, в общем, поддалась обстоятельствам, ее отец убедил в том, что нужно собой пожертвовать ради нации, ради родины своей.
И второе, что ее очень сильно напрягало, ― то, что от нее ждали рождения наследника. Это тоже долгое время создавало такой психологический дискомфорт. В течение восьми лет она не могла родить наследника, а потом родила девочку, и это, в общем, тоже было таким психологическим гнетом, в результате чего она заболела и почти 15 лет не появлялась вообще в публичном пространстве.
То есть у нее депрессия?
Да, депрессия, очень тяжелая депрессия, которую даже пришлось лечить.
Но нужно сказать, что именно эта человеческая история, в общем-то, простая женщина, она не совсем простая, конечно, но не аристократических кровей, которая попала в такие обстоятельства, ― эта история вызывает в Японии большое сочувствие и дополнительную симпатию вообще к нынешней чете императора и императрицы, способствует, я бы сказал, очеловечиванию вообще института императорской власти.
У них есть вообще какой-то политический функционал или это все-таки действительно такая связь традиции и современности скорее, институт императорской власти в Японии?
В определенной степени есть, даже в большей степени, чем это кажется. Считается, что император ― это только символ единства нации, символ государства, но на самом деле он выполняет важные функции, которые выполняет в других государствах глава государства. Это церемониальные функции, связанные с открытием парламентской сессии, приемом послов, награждением, аудиенции с государственными гостями и так далее. Это один момент.
Второй момент ― император является по традиции таким моральным авторитетом и занимается благотворительной и гуманитарной деятельностью. В частности, в 2011 году император выступил перед нацией по телевизору в связи со стихийным бедствием.
Фукусима, да?
Да. В общем-то, он посещал районы бедствия, встречался с простыми людьми, с пострадавшими. И вообще император как раз в этом смысле вне политики, он занимается именно гуманитарной деятельностью, не вызывающей никаких сомнений, стоящей над какими-то политическими воззрениями.
Но здесь есть еще важный момент, связанный с тем, что отец нынешнего императора, вернее, как раз император, который сходит с престола, Акихито, нарушил некую традицию, он начал выступать за границей с какими-то заявлениями. Какие заявления? Пацифистские. Заявления о том, что он осуждает войну. В какой-то степени эти заявления шли вразрез с тем, что от него ожидали услышать как раз вот эти традиционалисты, которые стараются, наоборот, приукрасить историю Японии, отмежеваться от милитаристского прошлого и прочая, и прочая. В этом смысле есть определенная, я бы сказал, конфликтность.
Новый император, который восходит завтра на престол, как ожидается, будет наследовать эту пацифистскую традицию. Хотя как раз в институте императора традиционалисты видят некий символ и опору для такого поворота вправо, то есть поворота к традициям, истокам и так далее.
А дорого обходится императорская семья Японии? Я знаю, что идет постоянная дискуссия вокруг содержания британской королевской фамилии британцами. Есть ли такая вообще тема для обсуждения в Японии?
Вы знаете, нет, такой темы нет. Да, есть отдельная строка бюджета, есть у императора два дворца ― в Киото и Токио, есть специальное ведомство, Управление императорского дворца, которое занимается всем, что связано с императорской фамилией. Но я думаю, что это весьма скромные суммы, которые, в общем-то, не вызывают больших сомнений.
Более того, налогоплательщики с пониманием относятся к этим расходам, понимают значение института императора. Важно то, что к императору относятся с большим уважением. Он действительно снискал авторитет в обществе своей гуманитарной деятельностью. Поэтому я думаю, что это не вызывает никаких сомнений, никаких вопросов.
Будем следить за этим историческим событием, как сменяется императорская власть, один император уходит, другой приходит на трон в Японии.
Фото: EPA\TASS