Бизнесмен поверил Путину и понадеялся на амнистию капиталов. Теперь он сидит в СИЗО

Бизнесмен Валерий Израйлит попросил возбудить уголовное дело против следователей ФСБ. Силовики использовали его декларацию, поданную по амнистии капитала, и положили ее в основу уголовного дела против Израйлита. Их действия полностью противоречат обещаниям Владимира Путина, который заявлял, что участников амнистии капитала бизнесменов, возвращающих деньги и активы на родину, «не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным». Теперь силовики обвиняют Израйлита в хищении, а он их в незаконном получении сведений. Антон Баев и Александр Макашенец разбирались в этой истории.

Валерия Израйлита задержали в декабре 2016 года. Причина — якобы бизнесмен экономил на поставках некачественных труб для порта и выводил деньги за границу. Арест случился сразу после того, как Израйлит подал налоговую декларацию для амнистии капиталов.

Он был одним из бизнесменов, поверивших Владимиру Путину: в 2014 году президент обещал предпринимателям «отпустить все грехи». В теории, амнистия капиталов — взаимовыгодная сделка двух сторон, бизнеса и государства. Предприниматели рассказывает об активах и счетах в иностранных банках, с которых в будущем будет уплачивать налоги, а в обмен получают прощение всех нарушений налогового и валютного законодательства.

Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов: Сама по себе амнистия капитала задумана для того, чтобы те, кто в свое время вывел капитал из России, имели возможность законно этот капитал обратно в Россию вернуть. Это не первая амнистия, до этого было минимум две достаточно крупномасштабных попытки, но большого успеха они не принесли. Для того, чтобы амнистия заработала, помимо доверия этим людям, необходимо предложить достаточно интересные условия — как минимум, заметно более выгодные, чем в большинстве юрисдикций, куда капиталы до этого были выведены.

После слов Путина появился закон, согласно которому декларацию нельзя было использовать как доказательство в суде. Впрочем, это не помешало ФСБ изъять декларацию Израйлита в июле 2017 года. Не помог даже отказ сотрудницы Федеральной налоговой службы. Защита попыталась оспорить решение в Верховном суде, но тоже безуспешно. Сейчас адвокаты перешли в контрнаступление и требуют возбудить уголовное дело против следователей.

Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов: Скорее всего, кто-то из правоохранителей решил проявить таким образом свое служебное рвение и, как следствие, создал такой прецедент. Но интересно, что пока, с точки зрения реакции официальных органов, в общем-то доминирует оценка этого события, которая говорит о том, что да, так в принципе и должно быть. Если это действительно закрепится, если это решение не будет пересмотрено, тогда, мне кажется, на амнистии капитала смело можно будет ставить жирный крест и забыть об этой мере привлечения капитала наших граждан обратно в Россию.

При этом следователи не видят в своих действиях нарушения закона: дело по статье мошенничество ФСБ расследовала еще до того, как бизнесмен подал декларацию. Зато после, получив доступ к ней, силовики обвинили владельца парта еще по двум статьям: легализация преступных доходов и вывод средств за границу по подложным документам. Эта ситуация уже испугала других бизнесменов, которые тоже рассчитывали на амнистию.

Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов: Эта история влияет очень негативно на амнистию капиталов, потому что даже просто информация о том, что эти сведения стали достоянием гласности, были использованы в качестве материалов в суде, на судебном процессе, — это является уже нарушением условий проведения амнистии, где вообще эта информация должна была храниться за семью печатями, должна быть тайной. Налоговая вообще обещала, что об этом никто не узнает.

Дело Израйлита Владимир Путин никак не комментировал, зато высказывался его пресс-секретарь Дмитрий Песков. На вопрос, можно ли доверять словам президента после этой истории, Песков ответил в привычной манере:

«Конечно, у нас правая рука не знает, что делает левая. Поэтому, конечно, не все доходит до федеральных органов власти. И то, что было в районном суде, и реализовано в местном ФСБ, вряд ли это согласовывалось на верхнем уровне».

Вообще Израйлит не чужой власти человек. Порт Усть Луга он возглавил в 99 году, а через шесть лет стал председателем совета директоров владеющей портом компании. Был членом ОНФ и "Единой России", вел бизнес с сыном главы ФСО Евгения Мурова. Иными словами, причин не доверять власти у Израйлита было немного. Однако от уголовного преследования это бизнесмена не спасло. Вообще, начиная с 2015 года после объявления амнистии свои декларации подали 19 тысяч человек. И пока у них нет гарантий, что за желание играть по правилам, они не будут арестованы.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски