Давка, протесты и вежливый флешмоб: итоги Черной пятницы-2019

02/12/2019 - 22:32 (по МСК) Оксана Гандзюк

В Черную пятницу в онлайн-магазинах россияне потратили на миллиард больше, чем в 2018 году. Самыми активными оказались покупатели в возрасте от 25 до 34 лет. Средний чек составил 1039 рублей, больше всего люди покупали одежду, обувь и аксессуары. Черная пятница на Дожде продолжается, и до самого воскресенья 8 декабря можно купить годовую подписку вдвое дешевле. Корреспондент Дождя Оксана Гандзюк — об итогах ежегодного дня потребительского безумия.

Типичное начало черной пятницы почти в любой точке мира: толпы нетерпеливых покупателей ждут, когда, наконец, откроются двери магазина, чтобы вступить в схватку с другими посетителями за товары по скидке. На фоне тысяч видео с давками и драками на Reddit набрало популярность видео из Канады, где покупатели вели себя нетипично для Черной пятницы. Вместо толкучки они вежливо уступают друг другу дорогу и неспешным шагом идут к стендам. Кажется, такого спокойного начала распродаж не ожидал никто.

Черная пятница за рубежом давно ассоциируется с чем-то опасным для жизни. Бывает, что из-за столпотворения кто-то погибает. Есть даже специальный сайт, который ведет учет жертв Черной пятницы. В этом году обошлось без них. За все время, по информации сайта, известно о двенадцати погибших и 117 пострадавших.

Пока одни стояли в очереди за скидками, другие бастовали против неосознанного потребления. В десятках стран экоактивисты устроили протесты против Черной пятницы. Они заходили в магазины и призывали людей отказаться от ненужных покупок.

Черная пятница родом из США. Изначально начиналась с распродаж для бедных слоев населения в кризисные времена. А с середины шестидесятых годов превратилась в общенациональную акцию. С тех пор она проводится ежегодно во врем мире после Дня благодарения и длится три дня. Россия присоединилась к общемировой акции в 2012 году. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в этом году россияне за три дня потратили в интернет-магазинах более 22 миллиардов рублей. Это почти на пять миллиардов больше, чем в прошлом году. Это успех, считают организаторы интернет-площадок.

В эту Черную пятницу средний чек покупок в России составил около тысячи рублей. По словам организаторов «Настоящей черной пятницы», самой популярной акцией на их площадке были продукты питания по рублю от торговой сети «Перекресток».

Нечасто можно встретить видео давок в России, похожие на зарубежные в Черную пятницу. А все потому, что в Америке Черная пятница традиционно популярна именно в физических магазинах, где выставлено ограниченное количество товаров по супер-скидке. Россияне же предпочитают закупаться онлайн, без драк за телевизоры. Они заранее сравнивают цены на товары и планируют бюджет. И этому есть объяснение.

Мария Комендантова, организатор «Настоящей черной пятницы»: «У нас покупатели все-таки достаточно сознательные, поскольку у нас, опять-таки, не очень высокая покупательская способность. У нас снижение реальных доходов населения, к сожалению, продолжается из года в год. Поэтому мы не видим как-то у людей спонтанного спроса на товары, просто потому что они со скидкой».

Тем не менее, такая картина может продлиться недолго, и в скором времени мы тоже сможем наблюдать гигантские очереди в российские магазины. А все потому, что именно физическая розница позволяет делать большие скидки на ограниченное количество товаров.

Мария Комендантова, организатор «Настоящей черной пятницы»: «У нас Черная пятница пока что более спокойная. Но поскольку идет тренд на переход именно Черной пятницы из интернета в розницу, то не маловероятно, что через пару лет мы также будем наблюдать в физических магазинах массовые кадры с нападением людей на прилавки».

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски