Царебожники и «Супрематический крест». Интервью с Покрасом Лампасом и «кровожадными» врагами его граффити в Екатеринбурге

«Супрематического креста» в Екатеринбурге не будет. Рисунок, сделанный художником Покрасом Лампасом на площади первой пятилетки, окончательно решили замазать. По-видимому, региональные власти и организаторы фестиваля Stenograffia, которые инициировали проект, испугались православных активистов. Сам Покрас Лампас узнал о решении уничтожить и не восстанавливать его работу от нашего корреспондента Алексея Коростелева. Мы поговорили с ним и с врагами его стрит-арта в Екатеринбурге.

Арсений Пыженков, художник Покрас Лампас: «Такую реакцию всегда сложно предсказать, потому что она довольно небольшими постами сначала проявлялась в интернете, и в принципе никто не думал, что как-то разрастется дискуссия до пикетов или до чего-то еще. Но вот оказалось, что тема гораздо более важная, чем пара постов в фейсбуке. И нашлись люди, которым форма работы напомнила православный крест настолько, что они посчитали, что это священный символ, который нельзя попирать своими ногами». 

Шестой вселенский собор в Константинополе, 692-ой год. «Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих».

Сергей Алиев, автор проекта «Один в поле воин, если по-русски скроен»: «Нельзя поругать то, что свято для человека верующего, подобно тому, как я уже говорил сегодня на пресс-конференции, что если вам кто-то дорог, вы же не будете под ноги фотографии любимого отца или матери размещать. У себя дома, например. То есть вешается на стену в хорошем месте. То же самое и здесь: в данном случае идет поругание креста». 

На это правило, установленное полторы тысячи лет назад, сейчас ссылаются православные активисты, которые угрожают художнику Покрасу Ломпасу. Он нарисовал супрематический крест на площади Первой пятилетки в Екатеринбурге во время фестиваля «Стенография».

Сергей Алиев, автор проекта «Один в поле воин, если по-русски скроен»: «У меня сотрудник связался с Лампасом Покрасом, вчера с ним переговорил, он оказался вполне адекватным молодым человеком, который в принципе никакой подоплеки в это не вкладывал, создавая этот крест. Просто для него это было как изображение, но, к сожалению, незнание закона не освобождает от ответственности. Для человека православного, безусловно, это святыня». 

26 августа Покрас должен был прилететь в Екатеринбург и обновить крест, который местные коммунальщики якобы случайно залили гудроном.

Роман Кравченко, глава администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга: «Люди выполняли свою работу. То, что это совпало в данном случае с этим объектом, это, еще раз повторюсь, совпадение». 

Но с хлебом и солью Покраса в Екатеринбурге не встретят, радикальные православные активисты начали угрожать художнику и реставрацию граффити отложили.

Арсений Пыженков, художник Покрас Лампас: «Количество недовольных — довольно малая часть, по сравнению с теми, кто этот проект поддержали. Я могу также судить по сотням комментариев, лайков тысячи. То есть эта история про то, что больше всего внимания привлекает какой-то самый маленький, но самый радикальный комментарий, либо самое радикальное высказывание, что собственно и произошло». 

Позже были пикеты и акции, которые Росгвардия не стала разгонять

Теперь Покрас Лампас в Екатеринбурге только по видеосвязи. На пресс-конференции с организаторами фестиваля приняли решение граффити изменить. Правда, позже оказалось, что исправления обсудили без художника, и креста, как и обещали православные активисты, не будет. О решении организаторов фестиваля Покрас Лампас узнал во время этого интервью. 

Арсений Пыженков, художник Покрас Лампас: «Если говорить об изменении, то это всегда довольно сложно с художественной точки зрения, потому что это должна быть какая-то одновременно лаконичная идея, с другой стороны, с точки зрения ресурсов и времени она не должна быть какой-то невероятно сложной, поэтому если в Екатеринбурге сейчас обсуждают какие-то такие варианты и предложат мне, я не уверен, что смогу быстро принять какое-то решение. Мне нужно подумать, посмотреть. Может, что-то придумается, может нет. Технически сделать что-то можно. Рано говорить, что он будет изменен. Возможность, видимо рассматривается, значит, что-то такое можно сделать». 

Богословы согласны с активистами: крест — действительно символ, который не следует размещать на полу, но и методы царебожников отнюдь не христианские.

Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, протоиерей: «Угрожать человеку плохо. И по-православному и по-всякому другому, понимате? Это в принципе плохо. Угрожать кому-то плохо. Но вызывать специальным образом провокацию и разжигать все эти страсти среди людей хуже во много раз. Крест всегда символ, понимаете? Вот как ни крути. Всегда в первую очередь будет вызывать ассоциацию религиозного объекта. Вот как ни крути! Крест слишком мощная вещь. Может быть, наимощнейшая». 

Но радикальной логикой православных активистов, вроде Сергея Алиева, изображение любого креста — кощунство, даже если это аккуратно уложенная плитка на московских бульварах или сорванные ветром ветки деревьев, случайно образовавшие символ веры на асфальте.

Сергей Алиев, автор проекта «Один в поле воин, если по-русски скроен»: «Я не могу быть всем и вся и для всех. В чем я могу, у меня хватает сил, я принимаю участие. Какие вы и ваши соратники? Надо спрашивать. Телеканал Дождь, например, я у них спрашиваю, я вот на камеру говорю. Где мы и мои соратники. Я один здесь, у меня нету соратников. И один в поле воин, если он по-русски скроен. Но это не мои соратники, это люди, которые тоже ходят в храм. Я за всех ответственности не несу. Журналисты города Екатеринбурга сказали какую-нибудь глупость. Почему вы в Москве на это не реагируете — я журналистам хочу сказать. Потому что они не несут ответственность за журналистов города Екатеринбурга?»

Сам активист — воин православия со стажем и частенько врывается в федеральную повестку новостей. Пик его популярности пришелся на скандал с «Матильдой» — Екатеринбург вообще ярче остальных городов протестовал против показа фильма. Алиев, пусть и известный, но всего лишь послушник. Идеолог и духовный лидер так называемых царебожников схиигумен Сергий Романов, больше известный как духовник Натальи Поклонской — герой отдельного репортажа Дождя.

Царебожники, верующие в святость царя Николая Второго и всемирный антироссийский заговор — главные противники супрематического креста Покраса Лампаса. Отсидевший 13 лет за убийство схиигумен Сергий учит молодого художника уголовному кодексу — невольно вспоминаешь пресловутую «двушечку» для Pussy Riot. 

Это было с «Матильдой», это же происходит с Покрасом Лампасом. Два года назад горящий УАЗик въехал в кинотеатр «Космос», сейчас царебожники угрожают залить граффити кровью художника. Тогда — то ли случайно, то ли намеренно предпремьерный показ «Матильды» устроили в Новосибирске, сейчас туда же зовут Покраса Лампаса. Оба события — дело рук ответственной за культуру в городе Анны Терешковой.

Анна Терешкова, глава департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска: «Изначально, даже если бы „Матильду“ показали в Екатеринбурге, её бы также показали в Новосибирске. Просто в тот момент, когда, я всё-таки отвечаю за культуру, когда я понимаю, что очень хороший фильм имеет возможность не выйти, конечно, я сделала все, чтобы этот фильм бы представлен. У нас город гораздо более разумней, и, для этого, я как раз хочу всё-таки подтвердить согласие горожан, выбрать единое место, которое мы определимся, ну, или несколько мест, которые потом будут согласованы художественным советом и самим художником, который будет реализовывать этот проект».

Благодаря уральским царебожникам, которые воюют с бесами, Новосибирск становится культурной столицей всего Зауралья. А православие берет реванш за поражение в сквере, где в начале лета не удалось построить храм. Шах и мат, суровые уральские атеисты.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски