«Я не представляла масштабы ада»: как журналистка «Новой» провела в психоневрологическом интернате несколько недель

01/05/2021 - 22:59 (по МСК) Антон Желнов

«В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут», — с этих слов начинается репортаж «Новой газеты». Мощный — с точки с зрения того, как он написан, и чудовищный — с точки зрения того, о чем он. «Интернат» — это один из самых обсуждаемых текстов в интернете последних дней. Его автор, специальный корреспондент «Новой» Елена Костюченко, провела целых две недели в одном из ПНИ для работы над материалом.

Костюченко рассказала, что доступ в ПНИ для нее и фотографа Юрия Козырева организовала Нюта Федермессер, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» и глава Центра паллиативной помощи.

В материале «Новой» нет уточнения о том, что это за заведение и в каком городе оно находится, а имена сотрудников и проживающих в нем людей изменены. Костюченко сообщила, что это было одним из условий предоставления доступа в ПНИ.

«Сама система абсолютно нечеловеческая. Люди лишены всех прав, люди не могут делать какие-то совсем базовые вещи — например, иметь свои собственные трусы, курить, когда захочется, определять длину своих волос, и прочее. И плюс мы столкнулись с какими-то пограничными чудовищными случаями. Например, я общалась с тремя женщинами, которые были принудительно... Даже не принудительно, а просто были стерилизованы и не поставлены... Им даже не сказали о том, что их стерилизуют. Они были беременны, на больших сроках, и их стерилизовали без их ведома», — рассказала журналистка.

Чаще всего в интернатах оказываются те, от кого отказались семьи. Костюченко отмечает, что семьям с родственниками, имеющими ментальные проблемы, также не оказывается поддержка. При этом сейчас, если семья сдает такого родственника в интернат, она лишается возможности влиять на его судьбу, лишается опеки. В Госдуме есть законопроект о распределенной опеке, однако его рассмотрение решили отложить.

Фото: Юрий Козырев / «Новая газета»

Другие выпуски