Поощрение доносчиков или способ распила? Полиция пообещала информаторам до 10 млн рублей

21/08/2018 - 21:26 (по МСК) Дарья Полыгаева

Российская полиция теперь будет платить информаторам. Людям, которые помогают ловить преступников, обещают от 50 тысяч рублей до 10 миллионов. Оказывается, ответственным гражданам и раньше платили за сотрудничество с полицией, но отдельного бюджета на эти цели в МВД не было. На фоне лавины дел за посты во «ВКонтакте» новости о крупных выплатах за помощь полиции прозвучали неоднозначно. О работе информаторов рассказал Владимир Воронцов, бывший сотрудник МВД, администратор паблика «Омбудсмен полиции».

Владимир, скажите, когда вы работали в полиции, доводилось ли вам работать с информаторами? Если нет, знаете ли вы, как обычно выстраивается подобная работа?

Да, доводилось работать с информаторами. Дело в том, что часть этой информации носит закрытый характер, составляет государственную тайну, но в целом выплаты информаторам предусмотрены федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Дело в том, что в данной редакции закон позволяет выплачивать вознаграждения именно штатным информаторам, которые оказывают содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Тот приказ МВД, который сейчас обсуждается в средствах массовой информации, он говорит о разовых выплатах гражданам за отдельную информацию, до 10 миллионов рублей.

Владимир, эта новость для многих прозвучала так — в России теперь будут платить доносчикам. Это так?

Ну, как к этому относиться, это, скорее, субъективное отношение к доносчикам. Но по сути, тот, кто осуществляет содействие органам, какую-то информацию предоставляет, наверное, можно, это назвать доносом. Наверное, да.

А как в данном случае избежать злоупотреблений при работе с информаторами? Будет ли например еще больше каких-то надуманных дел, ради статистики? Это одна часть моего вопроса. И вторая часть — сотрудники ведь могут называть информатором кого-то, платить ему какую-то часть выделенных денег, а какую-то часть между собой делить.

Такой момент, конечно, не исключен. Мы у себя, по крайней мере, среди сотрудников помним ситуацию, когда президент расформировал Главное управление по федеральным округам, и руководство Главного управления по Северо-Западному федеральному округу, Управление МВД, узнав об этом указе, имея баланс порядка 19 миллионов рублей, вступили в преступный сговор с бухгалтером и задним числом выписали сами себе эти премии. После чего Главное управление собственной безопасности МВД это выявило, и руководство отправилось в места не столь отдаленные вместе с генерал-майором полиции, руководителем. То есть если руководители такого высокого уровня, полковники, генералы, как-то там пытаются каким-то образом использовать свое положение для того, чтобы повысить собственное благосостояние, то при вот этих больших выплатах информаторам, конечно, возможность злоупотребления с целью личного обогащения не исключается.

Какой-то лавины дел ждете после объявления таких крупных выплат?

Ну, я бы не сказал. Я больше склоняюсь к тому, что все-таки будут пытаться договариваться с какими-то так называемыми информаторами, агентами, чтобы по обычным преступлениям, которые личным сыском, личным путем раскрыты, либо они в целом были очевидны, чтобы как-то сделать задним числом, что якобы этот информатор помог, и выдать ему вознаграждение. Я больше к этому склоняюсь.

Спасибо вам.

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Другие выпуски