Тайные доходы: о чем говорят зарплаты топ-менеджеров российских корпораций

25/11/2016 - 00:14 (по МСК)

Журнал Forbes опубликовал один из самых скандальных и обсуждаемых рейтингов — список самых дорогих руководителей российских компаний, 25 топ‑менеджеров страны. Исходя из собственной методики подсчета, Forbes прикинул, сколько могли получить за свою работу в 2015 году руководители «Газпрома», «Роснефти», Сбербанка.

Скандальность публикации связана с тем, что новый владелец русскоязычного Forbes— Александр Федотов — сразу после того, как купил журнал, усомнился в необходимости таких подсчетов, сославшись на то, что аудиторию издания гораздо больше интересуют бизнес‑новости, а не чужие деньги. Тем не менее, чужие деньги все‑таки посчитали. Как — рассказывает Максим Товкайло.

876 миллионов долларов. Столько российские компании заплатили своим руководителям в прошлом году. Журнал Forbes назвал 25 самых высокооплачиваемых топ‑менеджеров России. На первом месте – руководитель «Газпрома» Алексей Миллер. По расчетам журнала, его вознаграждение составило за прошлый год 17,7 миллионов долларов. Глава «Роснефти» Игорь Сечин заработал 13 миллионов, президент Сбербанка Герман Греф – 11 миллионов. О чем говорят зарплаты топ‑менеджеров российских корпораций? О том, что они хорошо работают?

Проблему нужно разделить на две части. Первая составляющая – зарплаты в негосударственных компаниях. Здесь все понятно. У них есть частные акционеры и им решать, сколько они готовы платить менеджерам. Вторая составляющая – зарплаты в государственных компаниях и банках. И вот здесь непонятно ничего. И дело даже не в суммах. В конце концов, если человек зарабатывает много, то за него можно только порадоваться. Но мы не знаем, как устанавливаются зарплаты в государственных компаниях и банках. И вот в этом главная проблема. Мы не знаем, как вознаграждение менеджеров госкомпаний зависит от эффективности их работы, не знаем, как рассчитывается их базовый оклад и даже не знаем точное количество топ‑менеджеров. Компании и банки не обязаны их раскрывать.

Так как информация о зарплатах менеджеров секретная, то журналисты берут из отчетности компаний общие расходы на вознаграждения менеджеров и с помощью рекрутеров оценивают, сколько мог получить руководитель. Должны ли их менеджеры официально раскрывать свои доходы?  Несколько лет назад правительство пыталось их заставить это сделать, но безуспешно. Менеджеры говорили, что если раскрыть их зарплаты, то государственным компаниям будет сложнее конкурировать за успешные кадры.

Так что рейтинг Forbes – это единственная возможность оценить зарплаты в государственных компаниях и банках, пока у властей не хватает политической воли заставить менеджеров раскрывать свои зарплаты и бонусы. И в ближайшее время эта воля вряд ли появится. Дело Улюкаева показывает, что позиции некоторых менеджеров устойчивее, чем у членов правительства.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Другие выпуски