Как Ходорковский разозлился

И что теперь делать тем, кто на него работает
22/12/2015 - 21:30 (по МСК)

Для этой масштабной спецоперации потребовалось несколько десятков, если не сотен сотрудников Следственного комитета и МВД. Ранним утром, еще затемно они пришли сразу по нескольким адресам. Эти следственные действия проводились не только в Москве, но и Санкт-Петербурге, как в офисах «Открытой России», на местах работы, так и в квартирах. Многих визит сотрудников правоохранительных органов застал еще в кровати или в то время, когда люди собирали детей в школу. В некоторых случаях следователи даже обещали пилить дверь дисковой пилой, когда их не хотели пускать в дом.

С обысками приходили не только к членам «Открытой России» или людям, каким-либо образом, связанным с Михаилом Ходорковским, но даже к их близким и родным.

В некоторых случаях следователи даже проводили беседы с владельцами квартир и соседями. Пытались у них искать в компьютерах какие-либо упоминания о нефтяной компании Ходорковского:
 

Обыски и изъятия у членов «Открытой России» проходили до позднего вечера. Следователи забирали ноутбуки и телефоны, личные дневники и распечатки из интернета, банковские карты. Просили открывать автомобили и смотрели там. Брали оргтехнику из офисов. У координатора «Открытой России» в Петербурге Натальи Грязневич сотрудники изъяли не только коробку с личными документами, но и квитанции на оплату услуг ЖКХ.

В Следственном комитете достаточно оперативно объяснили, что обыски по десяткам адресов связаны с расследованием так называемого «материнского дела ЮКОСа». Оно было возбуждено еще в 2003 году. На тот момент многим из членов «Открытой России», которых обыскивали сегодня, было по 8-9 лет. Как они могут быть связаны с деятельностью Ходорковского того времени и какое могут иметь отношение к ЮКОСу, там не понимают. Сами же следственные действия называют попыткой запугивания и политическим давлением.

Сегодня следователи попали явно не во все квартиры, в которые хотели. Поэтому, вероятно, в ближайшее время мы еще услышим о новых обысках у сторонников Ходорковского.

Слово «революция» больше не волнует Кремль. Обыски, проведённые у десяти сотрудников «Открытой России», связаны не с недавними словами Михаила Ходорковского (две недели назад он заявил, что революция в России неизбежна), а с международным разбирательством вокруг 50 миллиардов долларов, которые Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа.

В рамках решения, вынесенного Гаагским арбитражем летом прошлого года, мажоритариям ЮКОСа уже удалось арестовать российское имущество в Европе и даже отменить сделки во Франции. Вслед за арестами нескольких диппредставительств в Париже по решению местного апелляционного суда было приостановлено сотрудничество Парижа и Москвы в космической отрасли; речь идет о компаниях Arianespace и Роскосмос.

Космосом «юкосовцы» не ограничились. По информации РБК, теперь они пытаются заблокировать все платежи авиакомпании Air France России; французский перевозчик регулярно платит «Аэрофлоту» за пролёты над Сибирью. 

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подтвердил, что обыски действительно связаны с ответными юридическими шагами Москвы на арест российских активов за рубежом. Позже выступил и представитель Следственного комитета Владимир Маркин. Вывод из его заявления такой: Следственный комитет пытается проверить, кто и по какой схеме становился акционером ЮКОСа, и насколько законно приобретались акции.

В интервью Дождю Ходорковский заявил, что не понимает, при чём тут сотрудники «Открытой России»: акции нефтяной компании они не могли покупать хотя бы в силу возраста.

По словам Ходорковского, обыски проходили в квартирах десяти сотрудников «Открытой России» и их соседей.

«К десяти людям зашли, к тем, кто участвует в проектах “Открытой России”, а еще к порядка 20 людям зашли, которые были просто их соседями по подъезду».

По данным Дождя, обыски, проведённые в «Открытой России», направлены не против сотрудников общественной организации, а против самого Ходорковского. В Кремле считают, что главным инициатором так называемой «гаагской кампании» был именно Ходорковский. 

Судебный процесс против России был запущен в 2005 году, когда Ходорковский уже был в тюрьме. Иск в международный третейский суд Гааги был подан владельцами контрольного пакета акций ЮКОСа. Истцы апеллировали к 45 статье международной Энергетической хартии, которая защищает инвесторов от незаконной экспроприации государством частных активов. Ходорковский неоднократно заявлял, что в данных судебных разбирательствах не участвовал даже после того, как уже вышел из тюрьмы.

Также по теме
    Другие выпуски