На превью: Владимир Вяткин / РИА Новости
«Пермь-36» — это название советской исправительно-трудовой колонии. В 1992 году здесь появился музей истории политических репрессий. Комплекс развивался, регулярно реставрировался, здесь ученые проводили лекции, рассказывали детали из жизни заключенных, проводили фестивали. В 2012 году сменился губернатор, началась пермская «культурная революция» — активисты НОДа и «Суть времени» начали нападки на музейный комплекс. В 2014 году директора, Татьяну Курсину, внезапно сняли с должности, после почти 15 лет блестящей работы. Были арестованы все архивы и фонды, над которыми работали ученые. Далее начался период развернутой кампании одного федерального телеканала против деятельности мемориала. Смыслом всего этого было объяснение, что тематика репрессий это — не то, о чем нужно рассказывать.
Татьяна Курсина, бывший исполнительный директор «Пермь-36»: Жесткой цензуре подверглись все без исключения гуманитарные проекты музея, и по поводу его деятельности была развязана кампания клеветы и травли с использованием таких ярлыков, как антигосударственный, антипатриотичный, «Пятая колонна» и т.д. Повторяю, это резко началось именно с 13-го года.
Страшная сила этого места получила отражение в фильме режиссера Сергея Качкина. Как говорит сам режиссер, впечатления, которые он получал от этого места буквально вынудили его снять большой фильм с историей разных героев этого места.
Сергей Качкин, режиссер фильма «Пермь-36. Отражение»: Какую-то мощную негативную энергию ощущаешь после того, как ты туда попадаешь. Конечно, человек привыкает. Я там несколько раз ночевал. И уже на третий раз, когда ты там проведешь ночь, уже нет той остроты ощущений. Но тем не менее, все равно это где-то в затылке ты ощущаешь какую-то боль.