Гостайны РПЦ

Почему бывший сотрудник ФСБ и Патриархии получил 12 лет колонии?

Бывший сотрудник ФСБ и Московской патриархии Евгений Петрин получил 12 лет колонии строгого режима. Мосгорсуд признал его виновным в госизмене в пользу США. Это минимальный срок по этой статье, прокурор требовал 19 лет заключения.

По версии следствия, Петрин, работая в РПЦ, передавал ЦРУ стратегически важные данные об ФСБ. Сам Петрин говорит, что, напротив, раскрыл заговор против Русской православной церкви. Как это в биографии одного человека причудливо перемешались ФСБ, РПЦ, ЦРУ, а затем и суд, разбиралась Дарья Полыгаева. 

Непонятного в этом деле больше, чем хотелось бы, ведь все его материалы засекречены. О том, что же произошло, можно судить по обрывкам слов теперь уже осужденного, его адвокатов и родственников.

Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Юрист по первому образованию и выпускник военной академии и академии ФСБ. Служил в ракетных войсках на космодроме Плесецк, а затем в течение двух лет, вплоть до 2013, он — офицер Федеральной службы безопасности. Дальше карьера Петрина развивается для наших дней нестандартно: он увольняется из спецслужб и устраивается в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Там он работает всего около года — до того момента, как буквально через полчаса после выхода с работы Петрина задерживают. А о выдвинутых обвинениях СМИ узнают больше, чем через год.

Многое из того, что происходило в суде, из0за грифа секретности адвокат разглашать не может. И даже версию своего собственного подзащитного он обозначает коротко: считает себя невиновным. СМИ же писали, что Петрин работал в патриархии под прикрытием. Как сотрудник Отдел внешних церковных связей он часто ездил на Украину, где и нашел агентов ЦРУ, которые якобы пытались внести раскол между Русской и Украинской православными церквями. Шпионам он как будто бы сливал дезинформацию, чтобы разоблачить их и сдать ФСБ. В конце концов, Петрин это и сделал, но российские спецслужбы «самодеятельность» бывшего сотрудника не оценили.

Летом 2014 года органы заинтересовались не его наработками, а им самим. А девять сослуживцев бывшего ФСБшника спустя два года дали против него показания в суде. В РПЦ от Петрина тоже открестились: 14 июня там в очередной раз заявили, что его уголовное дело никак не связано с работой в Московской патриархии. Впрочем, то, что бывший сотрудник ФСБ работал в структуре РПЦ, многих совсем не удивляет.

Тем не менее, со стороны эта история выглядит, по меньшей мере, странно. Это рассказывают и журналисты, которые общались с осужденным. Срок в 12 лет защита назвала сегодня «пощечиной обвинению» и своей победой, хотя и это решение адвокаты обжалуют.

Евгений Петрин — далеко не единственный осужденный за госизмену в России в последние годы. 

Дел по этой статье стало в разы больше после того, как в 2012 году Госдума расширила само понятие: теперь государственной изменой считается материальная, консультационная или любая другая помощь иностранному государству или международной организации в деятельности, направленной против безопасности России. Интересно, что предателей Родины стали активно искать и судить не сразу после принятия закона, а в 2014 году, после обострения отношений России и Запада. 

Другие выпуски