«Господи, жги. Больше ада!» Дмитрий Потапенко о готовности правительства заморозить цены на продукты

09/04/2020 - 21:41 (по МСК) Тихон Дзядко

Премьер-министр России Михаил Мишустин поддержал идею о заморозке цен на продукты. С этим предложением выступил глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, который считает, что наценку на каждом этапе цепочки нужно ограничить цифрой в 10%. Мишустин согласился почти со всеми предложениями фракции: речь идет об ограничении цен на продукты питания, лекарства и другие товары первой необходимости. Однако в сети многие стали писать, что вслед за заморозкой цен последует дефицит и очереди. Обсудили эту тему с бизнесменом Дмитрием Потапенко. 

Дмитрий, я приветствую вас. Скажите, вы так же считаете, что вслед за заморозкой цен последуют дефицит и очереди, или все-таки неправильная причинно-следственная связь представлена в этих заявлениях?

Давайте сначала поймем, что такое заморозка цен, потому что не очень ясно, как замораживается в одном звене. Напомню, товаропроводящее кольцо, а именно кольцо, а никакая там не цепочка, состоит минимум из восьми звеньев: производство, переработка, упаковка, транспортная логистика, складская логистика, комплектовочная логистика, потом ритейл, потом утилизация.

И когда мы говорим, когда господин Неверов, это уже не первое десятилетие, я бы сказал, этой идее с заморозкой каких-то цен, они уже, собственно говоря, наэкспериментировались на фармрынке, к чему это привело? Это привело к тому, что, в общем, для большинства производителей так называемых жизненно важных лекарств их невыгодно производить, для аптек, маленьких аптечных киосков ― они попросту перестали существовать в первое же время, как только появился этот жизненно важный список, и, в общем-то, перестали его продавать по причине того, что это стало экономически невыгодно.

Поэтому я приветствую эту инициативу, мы целиком и полностью поддерживаем. Господи, жги! Больше ада! Только осталось понять, а на бензин, надеюсь, так же будут заморожены? И на штрафы, на все остальное. А то как-то получается, что только какая-то часть в некоторой мифологической рознице замораживается, а это, конечно, приведет просто к исчезновению, к сокращению ассортиментного перечня товаров. В общем, это больше ада, давай, жги, потому что уже карантинные меры показали, чем они умеют управлять. Они умеют только управлять полицейской дубинкой, которую по примеру мастеров из недалекого поселка Дальний умеют, как говорится, куда надо вставлять. Об экономике они знают исключительно по этой логике.

Можете пояснить, что называется, для чайников?

Давайте.

Есть, значит, некий физический, возможно, повышенный спрос на продукты в связи с неопределенностью, нестабильностью и так далее, и так далее. Люди бегут в магазины. Магазины, как думают обыватели, наблюдают этот спрос и повышают цены. Почему же не является тогда благородным решение правительства, если оно будет реализовано, сделать так, чтобы цены не повышались, заморозить их, собственно?

Огорчу немножко. Когда люди идут в магазины, цены повышает не магазин и даже, страшно сказать, не производитель, а повышает такой страшный закон, который хуже, чем закон всемирного тяготения, а именно баланс спроса и предложения, потому что что происходит в этом товаропроводящем кольце, которым, как искренне считается, можно управлять?

Производитель в прошлом году произвел сто единиц товара, максимум плюс сто две единицы товара с учетом какого-то повышенного спроса. Поскольку происходит некоторая паника, то производитель, соответственно, он же не идиот, ему же нужно как-то время на запуск этого, соответственно, своего производства. Он, естественно, старается сохранить спрос, он чуть-чуть повышает, чуть-чуть повышает ритейл, это приводит к какому-то росту цен.

Оттого что вы сейчас якобы заморозите товар, что вы сделаете? Товаропроизводитель просто перестанет производить товар. На гречке уже это обкатано, уже было, потому что не один год я приводил этот пример, как только вы грозитесь проверять или замораживать цены на гречку, гречку перестают и производить, и покупать. Кому нужно? Вы же пришлете врачей из Следственного комитета и прокуратуру, которая в любом случае должна отписаться и найти крайнего, а она всегда крайнего найдет.

Поэтому производителю бессмысленно производить тот товар, который попадает под проверку, а ритейлеру ― его закупать. Соответственно, это приводит к тому, что этого товара просто не становится на полке. То есть дефицита-то не будет, но все, что они запишут в список, тут же абсолютно все: и производители, и логисты, и ритейлеры ― просто выкинут из списка, нафиг кому нужны лишние проблемы. Потому что эти уродцы все равно проблемы нам обеспечат вне зависимости, они же считают, что они имеют возможность управлять экономикой. Она не управляется, это математика.

Если вы хотите снизить цены, то есть единственный и непреложный принцип ― надо увеличивать, кратно увеличивать производство товаров. То есть если у вас какая-то проблема с гречкой, то ее надо массово закупать и завозить. Но эти уродцы так не умеют действовать, потому что для этого нужно оторвать свою пушистую задницу, а не просто написать одну бумажку и потом вместе с этой бумажкой, обертывающей полицейскую дубинку, ходить по рынку. Согласитесь, я предлагаю какие-то очень неправильные вещи для того, чтобы вот эти толстопопые ребятишки вместо почерковедческой своей какой-то фигни занялись какой-то реальной экономикой. Зачем?

Фото в коллаже: Артем Коротаев / ТАСС; Никеричев Андрей / Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски