Галичи против «Первого», Успенские против «Союзмультфильма», Довлатовы против РАО: как потомки знаменитостей воюют за роялти

25/10/2018 - 21:51 (по МСК) Евгения Зобнина

Наследники советского поэта и барда Александра Галича все-таки идут в суд с иском против «Первого канала» и концертного зала «Градский Холл». По их словам, концерт к столетию со дня рождения Галича провели без согласования с обладателями авторских прав. «Первый канал» настаивает, что все законно. В концерте участвовали Александр Ширвиндт, Александр Градский, Андрей Макаревич, Сергей Шнуров и другие, а потом запись вышла в эфир «Первого канала». И хотя главный продюсер музыкальных и развлекательных программ «Первого канала» Юрий Аксюта связался с наследниками поэта и принес «нижайшие извинения», ситуацию это не спасло. Евгения Зобнина — о том, как живут люди, по праву наследования владеющие тем, что принадлежит, кажется, всем.

Актер театра Ермоловой Павел Галич вместо репетиций в театре теперь вынужден собирать документы в суд. Он пойдет против «Первого канала», чтобы защитить права на творчество своего деда — Александра Галича.

Накануне столетия со дня рождения Галича внук смотрел, какие мероприятия готовятся. Наткнулся на анонс большого концерта в зале «Градский Холл». Семья за две недели отправила письма с протестом, им ответили: отменить ничего нельзя, но вы приходите. Дочь Галича Алена с гипертоническим кризом попала в больницу.

«Первый канал» официально ответил: ничего не нарушали, у нас договор с Российским авторским обществом. Это такая организация, которая управляет правами на любое произведение без договора, пока сам правообладатель не откажется от этой услуги. По идее, РАО должно заниматься отчислениями авторам. Например, 24 октября стало известно, что организаторы фестиваля «Нашествие» выплатят обществу 7 миллионов рублей. В документах было указано, что на последний фестиваль продали около 7 тысяч билетов, но по факту гостей было больше 200 тысяч.

Алена Архангельская-Галич из РАО вышла, а второй наследник специально заранее отправил уведомление — на концерт прав не давать. Все документы на руках. Само авторское общество ответило на запрос Дождя так: есть договоры, по ним и работаем. 

Максим Дмитриев, председатель правления РАО: «Российское авторское общество имеет долгосрочные действующие лицензионные договоры с АО „Первый канал“ и концертной площадкой „Градский Холл“. В соответствии с условиями настоящих договоров вышеупомянутые организации имеют право использовать правомерно обнародованные произведения из каталога общества без права какой-либо переработки и изменений путем сообщения в эфир и публичного исполнения соответственно». 

Претензии к РАО есть почти у всех правообладателей. Очень недовольны обществом наследники Сергея Довлатова. Жена Елена и дочь Катерина скрупулезно отслеживают любые произведения по мотивам книг Довлатова. Как рассказала нам Катерина, многие театры прикрываются договорами с РАО, когда ставят спектакли по Довлатову.

Екатерина Довлатова, дочь Сергея Довлатова: «Если говорить о РАО, то оно, возможно, является крупнейшим нарушителем всех прав. У них нет соглашений с наследниками Довлатова, но они собирают деньги „от нашего имени“ на протяжении десятилетий. Сейчас у нас есть человек, который для нас следит за нарушениями прав и занимается театрами».

Наследники творчества Бориса Заходера тоже сами отслеживают, где и как используют тексты поэта и переводчика. Летом на экраны вышел фильм Disney «Кристофер Робин». Взрослые привели на сеансы своих детей, чтобы те познакомились с Пятачком и Осликом Иа, а те услышали имена Хрюня и Ушастик. Всему виной политика Disney, компания в начале 2000-х решила отказаться от перевода Заходера, хотя наследники прав не были против.

«Союзмультфильм» выдает лицензию на персонажа — а это и имя, и образ, и даже его движения и фразы. Вроде бы достаточно, но это если нет других правообладателей. Поэтому если вы решили открыть кафе по мотивам любимого мультфильма, выбирайте «Ну погоди» — там нет литературного первоисточника или«Бременских музыкантов» — там сказка братьев Гримм стала общественным достоянием, это происходит спустя 70 лет после смерти автора.

В советское время следить за соблюдением авторских прав было не принято. Потому сейчас «Союзмультфильм» строго заключает договоры со всеми, кто участвует в создании мультика. Чтобы не повторились истории, как с Эдуардом Успенским. Писатель воевал против новых серий «Простоквашино», но сторонам удалось договориться. Лицензию на все, что связано с котом Матроскиным, дядей Федором и Шариком, получил «Союзмультфильм», а Успенскому пообещали отчисления. 

Через две недели писатель умер. Теперь роялти отойдут его семье. У студии много дел, юристы следят за нелицензионными Чебурашками и расширяют права студии. Добрались и до Маугли в книжках.

Еще одна жертва отсутствия авторского права в СССР — Валерий Плотников. Его в лицо не знают, зато его фотографии советских звезд — от Абдулова до Высоцкого — показывают везде. Портреты Пугачевой и Боярского украшали, например, советские пакеты. До недавнего времени Плотников сам ходил по театрам и выставкам со стопкой своих альбомов на продажу.

Внук Плотникова Артемий учился во МХАТе, и на курсе авторского права узнал, что дедушка может вернуть все, что ему не доплатили за десятки лет. Три года назад семья начала судиться за фото Высоцкого с компанией «Красный квадрат», которая для «Первого канала» выпускает множество программ к юбилеям артистов. До этого с Плотниковым вообще не разговаривали.

Суды фотограф выиграл. Внук Артемий, благодаря защите дедушки, основал продюсерскую компанию «Арт Продакшн Груп», которая теперь еще судится с лейблом Black Star. Впереди у них еще многомиллионные иски. 

Творцы в России становятся все увереннее, правда, наши суды к этому пока не готовы. Суммы компенсаций могут быть от 10 тысяч до 5 миллионов. Но чаще всего выплаты небольшие, потому что их нужно обосновать — истцы ленятся, а судьи не понимают, как за 3 минуты песни можно заплатить миллионы.

Семья Галича провела свой камерный концерт в Центральном доме литераторов. Мест не было, люди стояли в проходе и в фойе. А в «Градский холл», поговаривают, нагнали массовки. Потому на ответ «Первого канала» о том, что их концерт — это объяснение в любви, внук смеется.

Фото: WikiCommons

Также по теме
    Другие выпуски