«Мой проект оболгали». Скульптор Франгулян отвечает недовольным памятником Маршаку

07/08/2020 - 21:04 (по МСК) Марфа Смирнова

Жители Москвы выступают против установки памятника Самуилу Маршаку на Лялиной площади. Решение о его установке было принято еще в 2017 году, и сейчас на площади уже заложен камень, однако жители столицы продолжают протестовать. Лялина площадь — самая маленькая в Москве (55 квадратных метров). При этом москвичи предложили уже три места, где можно было бы установить памятник без вреда для района, а также направили открытое письмо мэру, председателю комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, главе Департамента культуры и главе муниципального округа. По задумке, высота памятника — четыре метра, при этом два из них — это постамент в виде кресла. Несмотря на протесты жителей, скульптор Георгий Франгулян уверен, что делать памятник Маршаку меньшего размера — это неуважение к писателю. О задуманном проекте Марфа Смирнова поговорила лично со скульптором Франгуляном. 

Мой проект сделан именно с учетом размера этой площади. Сейчас я вам поясню. Почему пошли эти разговоры, я тоже вам покажу. Вот мой проект, который, к сожалению, никто не хотел даже изначально увидеть. Здесь вот то, что проходило согласование во всех инстанциях, и архитектурных, и профессиональных инстанциях. Вот размер памятника, вот смотрите, вот здесь человек с поднятой рукой, это я специально встал, и я показываю, по законам перспективы памятник не достает, с трудом достает до форточки. Я хочу сказать, что это очень маленький памятник, с учетом пропорций всей площади, даже включая растительность, которая недавно здесь появилась, потому что здесь был асфальт просто недавно, была автомобильная стоянка. Вот по всем законам перспективы стоит мой проект. Теперь я вам показываю, что было представлено широкой публике. Вот смотрите, вот это мой проект, вот это то, что сфальсифицировали, здесь восьмиметровая фигура сделана, вот то, что было опубликовано, а вот здесь двенадцать метров, вот смотрите, человек идет.

Последнюю я даже не видела.

Вам повезло. Если бы я это увидел изначально, я бы встал в первые ряды тех, кто против этого. Когда показывают вот такой кошмар и говорят, что это четыре метра, это я вам показал, восемь метров и двенадцать. Если я буду говорить, что я блондин 2.05 ростом, звучит красиво, но по факту нет. Площадь на самом деле не такая маленькая по пространству.

Но это самая маленькая площадь Москвы.

Это все красивые слова, она самая маленькая, да, я знаю. Но пространство работает не только пятачка, вот эти 55 метров, это газон. Значит, даже если вы будете мерить, там уже 70 метров, а если включать ту зону, которая работает в пространстве, от начала этих улиц и туда, то получается двести метров. Это если говорить о размерах. Я не хочу об этом говорить, потому что скульптор чувствует пространство. Площадь от этой вещи вырастет, в два раза как минимум.

Хорошо. А в чем была все-таки, можно было этот памятник сделать меньше?

Нельзя. Вы думаете, раз детский писатель, он метр должен быть, ростом с ребенка? Нет, нельзя. Категорически нельзя. Вы поймите, это профессиональная работа, я отвечаю за это как профессионал. Посмотрите все мои произведения, я ни одной площади, ни одного пространства не испортил, даже Венецию.

Но все-таки люди, которые там живут годами, на этой площади, наверное, они боятся, что облик этой площади будет испорчен, деревья вырубят.

Должны бояться. Деревья мы не трогаем ни одного, по проекту.

Ну нет, там вокруг деревья, там камень стоит, а вокруг деревья.

Подождите, вы отличаете деревья от кустов?

Ну хорошо, назовем это большие кусты.

Можно я вам скажу? Вот смотрите, здесь сидят четыре клена, а здесь рябина. Все, остальное кусты в неухоженном состоянии. Они за один сезон вырастают до метра. Они неухоженные, там такое безобразие. Площадь, к сожалению, неухоженная, она не площадь сейчас, из нее надо сделать площадь.

Есть еще один аргумент у тех, кто против памятника, чтобы поставить его в соседний двор, на самом деле, через два двора, в то место, где реально жил Самуил Маршак.

Вы знаете, хоть на Красной площади, это не мне решать. Ну не мне решать. У меня было конкретное задание, я на него ответил. А у Маршака здесь кабинет был, кстати, рядом, поинтересуйтесь.

Прямо на площади?

Ну рядом, сто метров, меньше. А потом, памятники не ставят по месту жительства, это другое, мемориальные доски вешают по месту жительства, а памятники не ставят.

Вы как-то готовы общаться с теми, кто против того, чтобы там воздвигли памятник?

Вы знаете, вот мне кажется, достаточно людям просто показать. Я вообще открытый человек, и все, кто ко мне обращался, все получали от меня ответ.

Мне кажется, не все смотрят телеканал Дождь, те, кто ставит памятники. Поэтому у вас не было мыслей прийти туда, на место, на Лялину площадь, пообщаться с людьми и вот так же им все объяснить, как вы объяснили мне сейчас?

Вы знаете, это не тот как бы случай, когда я должен оправдываться. Я не оправдываюсь. Я не боюсь, что в меня помидоры полетят, понимаете, некоторые помидоры бывают даже хорошие, вот сейчас сезон, пожалуйста, но только, так сказать, в иной атмосфере. То, что я видел, там нет доброжелательной атмосферы, я не хочу говорить с людьми, которым оболгали, вернее, оболгали мой проект перед ними. Я их чувства разделяю, понимаете, потому что они не видели нормального проекта. Просто кто-то оболгал и ввел вот эти распри, ввел людей в заблуждение. Не меня, я убежден в том, что я прав, а людей ввели в заблуждение, и продолжают вводить. Ну вот я бы остановил этот поток и объяснил вашими средствами доступными.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски