«Это интеллектуальный уровень наших судей»: откуда в России взялись 50 тысяч списанных приговоров

20/03/2019 - 21:45 (по МСК) Анна Монгайт

50 тысяч судебных решений в России — это копипаст. Вердикт, за исключением имен, копируется из материалов других дел, а суд выпускает постановления по заготовленной болванке. К такому выводу пришло исследование «Новой газеты». Издание, заручившись помощью волонтеров, изучило десятки тысяч судебных решений. При этом судьи неоднократно копировали приговор, уже отмененный судом высшей инстанции, или вставляли в приговор текст из обвинительных заключений. Хотя Верховный суд даже делал специально постановление с запретом списывать приговоры из материалов обвинения. Соавтор исследования «Новой газеты» Андрей Заякин рассказал подробности.

Скажите, пожалуйста, как вообще это все может функционировать, если там сплошные приговоры под копирку?

Во-первых, конечно, не сплошные. Вы немножко преувеличиваете, что заменяются только фамилии, имена и номер дела. Когда мы говорим о тождестве дел, мы имеем в виду, что дела совпадают как минимум на 80%. И действительно, в некоторых случаях речь идет о делах с очень похожими обстоятельствами. В частности, когда речь идет о делах, к примеру, про алименты, действительно, какого-то разнообразия в фабуле дел нет.

Другое дело, что мы видим, что в одном и том же регионе есть районные суды, в которых такой копипаст есть, а есть те, в которых такого копипаста нет. При этом нельзя сказать, что в одних регионах дел по алиментам меньше или больше, чем в других. Статистика очень однородная по стране, да.

При этом мы показываем, допустим, что у нас есть регионы-лидеры, где копипаст действительно очень распространен. Это Санкт-Петербург, это Астраханская область и это национальные республики Северного Кавказа. И есть, наоборот, регионы, в которых копипаста почти нет, что опять же не позволяет объяснить происходящее исключительно особенностями отдельных статей. Я подчеркиваю, что особенности статей есть, но не во всех регионах и не во всех судах по данным статьям приговоры обязательно будут скопипащены.

Все-таки какой вывод? Это лень, халтурный подход к работе или это такое правило? Люди боятся сами принимать какие-то решения, писать приговоры?

Это интеллектуальный уровень наших судей, к сожалению. Я прочитал, просмотрел, ознакомился за последние шесть лет, наверно, с 20 тысячами диссертаций по разным общественным наукам, из них, я думаю, как минимум пятую часть составляли диссертации по юридическим наукам. Вы знаете, помимо того, что, конечно же, речь идет о диссертациях с плагиатом или потенциальным плагиатом, как правило, бросается в глаза полное отсутствие какой-либо мысли.

С другой стороны, когда я сам в качестве участника судебных процессов сталкивался с нашими судами, а в большинстве случаев это были иски, поданные «Диссернетом» к Министерству образования и науки в связи со злоупотреблениями, в связи с разными ошибками и огрехами этого ведомства, то я опять же сталкивался с тем, что судьи, судя по всему, даже не читают те бумаги, которые им приносят заявители по данному процессу, истцы.

И далее, когда я стал пытаться понять, что происходит, я иногда даже стал замечать, что сами судебные акты, которые выносились по делам «„Диссернет“ против Минобразования и науки», вообще говоря, можно заподозрить в том, что судья их не только не писал, но и не читал, да, настолько это было сделано, я бы сказал, топорно, шаблонно и халтурно. Поэтому наблюдение над качеством наших судебных актов, безусловно, возникло не на пустом месте, что в итоге и привело к этому расследованию в «Новой газете».

Фото: Pixabay

Также по теме
    Другие выпуски