«Есть недвижимость, а есть архитектура»: Борис Бернаскони о том, почему снос ДК Серафимовича – ошибка

27/06/2017 - 23:39 (по МСК) Павел Лобков

Несмотря на предупреждение Департамента культурного наследия, в Москве на Среднем Тишинском переулке продолжается снос Дома культуры имени Серафимовича. Против сноса этого здания движением «Архнадзор»  была составлена петиция, которую подписали более 800 жителей района и поддержал Союз архитекторов России. После того, как ведомство начало рассматривать запрос о признании того или иного здания культурным наследием, все работы должны быть по меньшей мере приостановлены, однако снос Дома культуры имени Серафимовича остановлен не был.

Архитектор Борис Бернаскони вышел в прямой эфир Дождя, чтобы объяснить, почему исторические здания можно сносить по закону и есть ли шанс их сохранить.

«Архитектура является визитной карточкой того места, где она находится. Очень важно эту карточку держать и всегда давать при встрече», — так Бернаскони обратил внимание на разницу между недвижимостью и архитектурой. Он назвал конструктивизм и здания авангарда визитной карточкой России — поэтому к ним надо относиться с особым трепетом, считает архитектор.

«По закону здание может не являться памятником, поэтому его сносят», — так он объяснил то, что многие исторические здания Москвы оказываются в зоне риска. Архитектор заметил, что во избежание подобного следует создавать карты и списки исторически значимых объектов столицы.

Полная расшифка программы:

Борис, я знаю, что вы сами работаете не в конструктивистском духе, но, по крайней мере, вы наследник этого стиля. Насколько важен этот объект, насколько он является таким же важным для понимания истории архитектуры как, допустим, дом Гинзбурга или работы Малевича, простите, Мельникова?

Вы не зря оговорились, Малевич был родоначальником, конечно, и конструктивизма, и авангарда в архитектуре. В общем, он создал абсолютно новый стиль. Я даже, честно говоря, не буду говорить о том, насколько важен именно этот объект архитектуры в системе ценностей города, но я бы хотел стать другое. Я бы хотел сказать, что вообще есть недвижимость и есть архитектура. И архитектура отличается от недвижимости тем, что она выбрана и является визитной карточкой того места, где она находится. И, конечно, конструктивизм и авангард, все эти предметы, ценности, так скажем, являются визитной карточкой России. Очень важно эту карточку держать и всегда давать при встрече, я бы так сказал.

Борис, если говорить о недвижимости, это ведь очень хорошее место — Тишинский переулок. Это действительно довольно дорогая земля недалеко от «Белорусской». Если раньше, еще лет 30 назад, это было не очень привлекательное место для инвестиций, то сейчас это, что называется самой сок, правильно я понимаю?

Ну конечно, это центр, тихий район. Но вообще город регенерируется. Бывали случаи сноса объектов и в других странах, в Китае, например, сносят огромными территориями старые кварталы и здания, на которых просто металлом высечено: архитектурная достопримечательность и  памятник архитектуры. Это происходит везде. Вопрос в другом: насколько ценным является тот объект, который сносится. Так же, как и человек, город живет, это живой организм, и ему нужно восстанавливаться, переделываться, перестраивается.

Но я на 100% уверен, что конструктивистские здания и здания авангарда — это наша визитная карточка, и к ним нужно относиться с особым трепетом.

Борис, а что может архитектурное сообщество сделать вообще? Ну вот если Департамент культурного наследия даже говорит, что мы будем устанавливать, мы будем разбираться. Это значит, что, по крайней мере, не рушьте дальше, а вдруг окажется, что и правда, с их точки зрения это памятник архитектуры. А что могут сделать архитекторы, что могут сделать граждане в этом смысле?

Есть регламент:  есть здания-памятники, есть здания не памятники, есть федерального значения, есть местного значения, регионального. Это, в общем, связано с законом. То есть по закону здание может не являться архитектурным памятником, и тогда его сносят, но при этом оно действительно ценно. Нужно делать какие-то карты города, создавать список действительно наиболее ценных проектов и защищать их. Архитектурное сообщество, на мой взгляд, довольно респектабельно и должно отвечать за город.

Фото: Мария Карпухина / Дождь

Другие выпуски