«Если правящая партия обманет, то сдержать людей уже никто не сможет». Почему Пашинян снова вывел людей на улицы

3 октября по-прежнему правящая Республиканская партия Армении выступила с заявлением, в котором назвала сложившуюся в Армении ситуацию — «кризисом». Премьер-министр Никол Пашинян, в свою очередь, на площади перед Национальным собранием во главе с толпами протестующих говорит о начавшейся в стране контрреволюции и прямо на митинге увольняет министров, причем министров от союзных ему партий. Евгения Котляр — о том, что происходит в Ереване, а также Степан Григорян, бывший посол Армении в России, рассказал, что могло привести к новому кризису в Армении.

Все началось вечером 2 октября, когда на ереванские улицы вышли десятки тысяч человек. Во главе толпы, как и весной во время массовых протестов, — Никол Пашинян. Только теперь он ведет протестующих в качестве главы страны, а не оппозиционера. 

Причина массового протеста — изменение законодательства и усложнение проведения досрочных парламентских перевыборов. Никол Пашинян перед толпой у здания Национального собрания сказал, что готов подать в отставку, чтобы добиться досрочных перевыборов.

Никол Пашинян: «Это правительство не представляет интересы народа, у него нет права говорить от имени всего народа. Досрочные выборы должны произойти в первой половине декабря».

Республиканская партия, которая контролирует собрание, была правящей еще до победы Пашиняна и Бархатной революции весной в Армении. Среди обещаний, которые тогда давал Пашинян, было проведение досрочных парламентских выборов. Законопроект, который сейчас в спешном порядке приняло национальное собрание, Пашинян назвал «контрреволюционным».

Никол Пашинян: «Если ничего не будет меняться... Поймите, мы хотим не просто поменять одно правительство на другое, мы хотим перемен к лучшему. Мы хотим поменять реальность. И та старая реальность уже навсегда закрыта».

Уже на митинге Пашинян подписал указ и уволил министров и губернаторов, которые голосовали за внесение поправок. Одновременно с этим Пашинян призывал толпу никого не оскорблять и мирно встречать идеологических противников на выходе из здания парламента.

После переговоров внутри здания парламента Никол Пашинян сообщил, что их, вероятно, услышали, и парламентские фракции не станут выдвигать других кандидатов на должность премьер-министра.

Теоретически парламентское большинство — Республиканская партия Армении, «Процветающая Армения» и партия «Дашнакцутюн» могут избрать другого премьера. Но очевидно, что в таком случае мгновенно последует бурная реакция народа.

Степан, какие главные причины вы бы назвали, что всё-таки привело к нынешнему кризису?

Данный кризис, который вчера проявился так бурно, главная его причина в том, что Республиканская партия Армении, которая достаточно много голосов сейчас имеет в парламенте, как и имела, в этом старом неизмененном парламенте, инициировала изменения в законе. Главная суть знаете в чем? Очень важно понять, в чем главная суть. Сделать так, чтобы еще более усложнить роспуск парламента.

Вы знаете, в демократических странах, полудемократических, посмотрите любую Конституцию, даже не очень демократических стран. Всегда есть механизм роспуска парламента, выражения недоверия премьер-министру. Так вот, они решили вот эту демократическую компоненту у нас в законах упразднить, то есть сделать так, что они стали бы вечными, чтобы невозможно было бы парламент распустить.

Это, естественно, вызвало бурную реакцию общества. То есть они и так надоели, люди никак не могут избавиться от этой Республиканской партии, а они еще, видите ли, какими-то интригами занимаются. И вопрос не только в том, что Никол Пашинян призвал людей. Вы знаете, у него очень высокий рейтинг, ясно, все откликнулись. Но это была принципиальная реакция, потому что это было антидемократическое изменение законодательства.

Насколько, как вам кажется, правильно Пашинян среагировал? Погасил ли он вот эти протестные настроения и будут ли новые протесты?

Я думаю, новые протесты будут. Почему? Потому что ночью шли переговоры, но, как мы узнали сегодня утром, всё-таки Республиканская партия сопротивляется тому, чтобы были внеочередные выборы.

Вы представьте себе, была революция, поменялось правительство. У нас парламентская республика. Выборы в парламент, чтобы парламент отражал настроения народа. А Республиканская партия сегодня имеет ноль в городе Ереване. Вы знаете, что 23 сентября, несколько дней назад были выборы совета города Ереван, где Республиканская партия даже не решилась выставиться. То есть у них стало ноль мандатов в Ереване. То же самое будет по всей республике.

А сегодня в старом парламенте у них 55% или 60% мандатов. Вы понимаете, какая здесь пропорция с реалиями? Поэтому их надо заставить, но заставить, конечно, мирно, конечно, через простое давление, а не насилие. Вот это и делает Никол Пашинян. Он не допускает насилия, к его чести, я считаю, что это правильно, но, с другой стороны, вы знаете, они не понимают простых слов. Вы представляете, депутаты, которые говорят: «Мы с людьми не будем встречаться, потому что это давление». Вы представляете, какие бессмысленные вещи эти люди говорят? Они боятся людей, они не выходят в общество. А в обществе им говорят: «Выходите, давайте поговорим».

То есть мы имеем действительно странную ситуацию, поэтому нужны внеочередные выборы. Но, вы понимаете, без решения этого парламента это невозможно. А большинство у бывшей правящей партии.

Смотрите, Никол Пашинян уже заявил, что он готов уйти в отставку в тот момент, когда уже юридически вступит в силу решение об отставке министров. Что произойдет, если он уйдет в отставку, как будет развиваться ситуация?

Вы знаете, люди не верят Республиканской партии и тем двум партиям, которые вчера к ним присоединились. Люди им не верят. Почему? Потому что они говорят… Никол Пашинян честно подаст в отставку, а они вместо того, чтобы не выдвинуть никого в течение двух недель, по Конституции у нас так, два раза будет голосование и два раза не должны они никого выдвигать, чтобы никто не выбрался, а они могут обмануть.

Поэтому люди сейчас очень напряжены. Уважая Никола Пашиняна, должен сказать, что если те партии пойдут на обман, то уже сдержать людей никто не сможет. Я открыто вам говорю. То есть это очень тяжело для них кончится. Вы представляете, весь народ с одной стороны и какая-то кучка людей, которые имеют мандаты, но эти мандаты как бы не избранных людей, эта кучка сопротивляется.

И другое, что очень важно для вас тоже, потому что культура вашего канала это поймет. В Армении идет люстрация. Вы знаете, в разных странах принимают законы по люстрации, например, антикоммунизм, антиКГБ. В Армении это происходит естественно, это очень интересно. То есть люди по тому, как партии действуют, видят, кто с кем, кто с коррупцией, кто с бывшей властью и кто действительно хочет изменений.

И вот вчера этим решением эти три партии себя люстрировали, Республиканская партия, «Процветающая Армения» и партия «Дашнакцутюн», что они, к сожалению, не с народом. Они себя люстрировали. То есть они связаны со старой системой, не могут освободиться от нее. А это очень важная люстрация, потому что людям на выборах сейчас будет легко очень выбирать, то есть никто не сможет их обмануть обещаниями. А люстрация идет, и это очень хорошо.

Степан, у меня к вам последний вопрос. Владимир Путин вроде как согласился приехать в Армению, с одной стороны. С другой стороны, даты визита мы не знаем. Как вам кажется, насколько это важное обстоятельство и поедет ли президент вот даже чисто по протоколу в государство, где проходят массовые акции?

Вы знаете, да, этот визит обсуждается. Мне кажется, технически очень правильно официальные лица ваши говорили, мне кажется, это правильно. Они говорили: «Несколько встреч было, какой смысл до конца года еще одну встречу проводить?». И планируется, как я понимаю, всё-таки в начале будущего года.

Но в любом случае, конечно, в такой напряженной, непростой атмосфере приезжать, может быть, действительно пока не стоит, потому что мы сейчас решаем не вопросы России или Запада, мы сейчас решаем внутренние наши вопросы. Нам нужен новый парламент, чтобы стабилизировалась ситуация в Армении. Это сейчас самое главное, а не визиты.

А вы знаете, какая у нас сейчас опасность? У нас же саммит Франкофонии должен быть с 10 октября по 13, да, проходить в Ереване. Там большая работа проведена, там делегации чуть ли не пятидесяти стран должны быть, включая премьер-министров, президентов. Но в такой напряженной обстановке, конечно, есть опасность, что этот саммит или может быть отложен, или не будет проведен, потому что напряженная ситуация.

То есть у нас была революция, революция не завершена. Да, Никол Пашинян прекрасно держит ситуацию, нет насилия, в общем-то, спокойно. Но, видите, какие взрывы бывают такие неожиданные. Вчера было громадное число людей, люди настроены были очень серьезно к парламенту. В парламенте эта группа старых людей, старых не в возрастном смысле, а мышлением, буквально провокации устраивает, так в неделю по разу, да. Поэтому напряженная ситуация.

Также по теме
    Другие выпуски