«Единой России» не нужно большинство?

Как партия власти собирается выиграть выборы в кризис

«Единая Россия» начинает подготовку к выборам. В Москве открылся форум «Кандидат» организованный партией власти. На него съехались 350 участников предварительного голосования, так называемых праймериз. Эксперты и опытные государственные деятели помогают им разобраться в деталях внутренней и внешней политики. На съезде выступил и лидер единороссов премьер министр Дмитрий Медведев.  В то же время эксперты говорят, что популярность партии в последнее время падает. Среди тех, кто выступал перед участниками форума «Кандидат», был и председатель правления Фонда развития гражданского общества и бывший глава управления внутренней политика администрации президента России Константин Костин, который рассказал Дождю  подробности того, как проходил съезд «Единой России».

Расскажите о том, кто был участником съезда, если это не секрет.

Я думаю, здесь особенного секрета нет. Были те, кто уже сейчас заявился на праймериз. Среди них были опытные, хорошо известные политики, депутаты Государственной думы, депутаты Законодательных собраний субъектов федерации, муниципалитетов, а также те, кто впервые решил попробовать себя в политической борьбе.

Чему вы учили тех, кто впервые решил себя в этом попробовать? Что заключалось в вашем обращении? К чему вы хотели призвать этих людей?

Мое выступление было максимально прикладным ― я рассказывал о том, как, учитывая контекст и обстоятельства, которые есть сейчас и прогнозируются на время выборов, вести свою кампанию, чтобы получить максимально высокий результат.

И как это нужно делать?

Знаете, я бы не хотел сразу рассказывать все секреты.

Может быть, раскроете парочку?

Совершенно очевидно, что одна из важнейших проблем, которая стоит перед всеми кандидатами-единороссами, это касается и одномандатных округов, и кампаний, которые будут идти в поддержку списков партии в регионах, ― это мобилизация своего электората. Кстати, праймериз в этом смысле достаточно важная процедура, поскольку как раз для того, чтобы выиграть праймериз, необходимо уже на раннем предэлекторальном этапе суметь мобилизовать своих сторонников, ядро своего электората. Это, на мой взгляд, одна из важных проблем.

Вторая ― это, безусловно, те преимущества, которые есть у «Единой России», доводить до избирателей, учитывая специфику регионов и медийных площадок, правильно выстраивать политическую коммуникацию с тем, чтобы эти сообщения были услышаны людьми и в дальнейшем конвертировались в голоса на выборах.

Пять лет назад, на выборах 2011 года, «Единая Россия» не набрала и 50%. Это было расценено как неудача. На этих выборах ставится ли какая-то планка? Наверно, в этот раз 50% будет уже большим достижением, не так ли?

Если говорить про выборы 2011 года, «Единая Россия» получила более 50% голосов. Результат был 49% с чем-то.

49,3%.

Да. Не будем забывать, что также было голосование за партии, которые не сумели преодолеть пятипроцентный барьер. Между теми, кто его преодолел, эти голоса перераспределились, и «Единая Россия» получила большинство в Госдуме. Соответственно, я думаю, что сейчас «Единая Россия» получит большинство, как и говорилось в вашем сюжете. Есть у партии хорошие шансы за счет кампаний в одномандатных округах улучшить этот результат.

Кремер: То есть «Единая Россия» продолжает стремиться к большинству, планирует его достичь разными способами, в том числе с помощью одномандатников, которые будут идти на выборы сначала как независимые кандидаты, а потом постепенно примкнут к «Единой России», появятся свежие лица, бывшие одномандатники. Так?

Во-первых, по поводу стремления к большинству. Любая политическая партия, которая выходит на выборы, стремится к большинству или просто получить максимально возможный в текущих условиях результат. Если нет такого стремления, то на выборы ходить незачем. «Единая Россия», безусловно, получит большинство. Будет ли оно относительным или абсолютным, решат избиратели.

Я хочу вам возразить по поводу того, что будут появляться какие-то неизвестные одномандатники.

Известные одномандатники!

Неважно. Которые не будут ассоциировать себя с партией, а потом неожиданно примкнут к фракции «Единой России». Такого не будет, потому что все кандидаты, которых выдвинет партия, пройдут процедуру праймериз. Это будет именно партийное выдвижение.

А может быть, что уже после выборов партия сделает предложение некоторым из успешных одномандатников и пригласит их примкнуть к партии?

Если таковые будут среди победителей выборов в одномандатных округах. Давайте не забывать, что конкуренция будет высокой. Партий, которые имеют федеральную лицензию и могут выдвигать кандидатов без сбора подписей, всего четырнадцать: четыре парламентских и десять не парламентских. Самовыдвиженцам будет крайне непросто в такой конкурентной среде. Я не думаю, что их появится очень много.

Будете ли вы бороться в этом году, стоит ли у «Единой России» какая-то конкретная цифра? Наверняка же вы внутри партии планируете и ставите цели своим коллегам.

Я не представляю партийный орган.

Ставится ли цель?

Если говорить экспертно, я уже сказал, что, на мой взгляд, идея большинства вполне достижима. Как это будет выглядеть? Я думаю, что в районе 45% может быть результат по списку, в этом диапазоне. Порядка 100-110 мандатов, это зависит от того, сколько партий преодолеет пятипроцентный барьер. Соответственно, «Единая Россия» может выиграть выборы в 160-170 одномандатных округах, поскольку у нее достаточно много сильных кандидатов. Таким образом, общее количество мандатов может быть до 270-280, если партия проведет действительно яркую кампанию, у нее будут действительно яркие кандидаты, если она сумеет перезагрузить свою программу, способы выстраивания политической коммуникации и отношение людей в конечном счете.

Константин, вопрос о перезагрузке программы. Вы не раз говорили о том, что «Единая Россия» сейчас видится вам как единственная партия с либеральной повесткой на политическом поле.  Что либерального пришло в повестку «Единой России» с той перезагрузкой, о которой вы говорите?

Я всегда уточнял, что «Единая Россия» ― это партия центристская. В ней есть патриотическое крыло, либеральное, социально-консервативное. Все они сосуществуют, поскольку «Единая Россия» ― партия политического центра. Я говорил о том, что, поскольку лидер партии ― Дмитрий Медведев, «Единая Россия» будет вынуждена в условиях кризиса отрабатывать и разъяснять как ответственная политическая сила, именно либерально-экономические меры, которые необходимо предпринять. Это сокращение госрасходов, определенные изменения в налоговом законодательстве. Никто из либералов это делать не будет, все либералы будут выступать как популисты, они будут стремиться за счет популистских лозунгов получить как можно больше голосов, а уж потом разберутся со своей политической принадлежностью.

Но ведь у «Единой России» тоже есть задача получить как можно больше голосов, а самый короткий к этому путь ― как раз популистские лозунги.

Да, но мы не будем забывать, что «Единая Россия» ― партия власти, наиболее ответственная партия. С высокой степенью вероятности это партия, которой после 2016 года предстоит принимать законы, в том числе по поддержке экономической политике, которая проводится. В данном случае для «Единой России» история не заканчивается этими выборами. Поэтому ей надо очень внимательно относиться к своим словам. Как раз «Единая Россия» в этом смысле будет говорить и о том, что было сделано, и о том, что делается сейчас, и о том, что сделать необходимо. Это и преимущество, и бремя «Единой России», здесь как раз вопрос правильных акцентов, чтобы избиратели это услышали и оценили.

Как я понимаю ваши слова, главное бремя «Единой России» ― быть одновременно и либералами, и консерваторами, и за папу, и за маму, да?

Бремя не в этом. Дело в том, что когда вы партия власти, у вас достаточно много критиков, тех, кто готов поспорить с вами и хочет вам противостоять. С другой стороны, у партии власти всегда есть определенные преимущества: она привлекает к себе больше внимания, более широко известна, ее представители есть во многих органах власти. Поэтому здесь вопрос, как увеличить свой рейтинг и минимизировать антирейтинг. Это нормальная задача любой кампании, которая стоит перед всеми, кто ее организует. 

Другие выпуски