В России появится свой электрокар за 450 тысяч рублей. Как он будет выглядеть и кто его собирает?

03/08/2020 - 21:45 (по МСК) Богдан Бакалейко

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что к концу года начнутся продажи первого российского электромобиля. Небольшой электрокар «Зетта» будет стоить всего 450 тысяч рублей, и уже можно оформить предзаказ. В Министерстве проектом гордятся, Мантуров рассказал о возможных дополнительных инвестициях в 100 миллионов рублей. Также там отметили, что автомобиль будут собирать почти полностью из отечественных деталей, только батарея будет китайская. Богдан Бакалейко — о первом российском электрокаре.

За 450 тысяч рублей россиянам обещают электрокар, который сможет разгоняться до 120 км/ч, а батарейки в базовой комплектации будет хватать на 200 км, хотя обещают и версию с запасом в 500 км. 

Три года назад этот автомобиль показывали Владимиру Путину — тогда он еще назывался El Panda. Тогда президент общался с гендиректором компании-производителя Денисом Щурковским — его, возможно, скоро начнут называть русским Илоном Маском. А возможно, проект повторит историю «Ё-мобиля». Инженер Дмитрий Дуюнов, который знаком с Щурковским, рассказал, что именно после этой встречи Владимир Путин одобрил проект, и «Зетта» получила государственное финансирование. 

Российский изобретатель асинхронного мотор-колеса Дмитрий Дуюнов: Компания «Зетта» осуществляла разработку автомобиля полностью самостоятельно. Мы с ними познакомились в 2016 году, когда они решили сделать автомобиль для инвалидов, где можно было заезжать прямо с инвалидным креслом, за место водителя цепляться… Основная проблема была в том, что надо было сделать автомобиль низкопрофильный. Поэтому выбор пал на четыре мотор-колеса. Свой автомобиль они продемонстрировали на Госсовете в 2017 году в Ульяновске Владимиру Владимировичу Путину и Путин сказал, Мантуров поддерживает этот проект, Мантуров сказал, что поддерживает, и они получили финансирование. 

«Зетта» использует мотор-колеса, то есть, в каждое колесо установлено по электродвигателю, мощностью 20 лошадиных сил. Как утверждает Дмитрий Дуюнов, на том показе Путину в «Зетте» стояли колеса его разработки, но после создатели автомобиля от этого решения отказались. Рассматривали разные варианты, но хотели собрать автомобиль полностью из собственных патентов. Это, конечно же, в итоге сказывается на цене. 

Цена в 450 тысяч рублей вызывает сомнения. К сожалению, широким массам «Зетту» не показывали. Почему так происходит, до сих пор непонятно. Обычно перед стартом продаж автомобиль выводят на выставки, автоэксперты проводят тест-драйвы и у покупателей складывается конечное впечатление. Здесь же ничего подобного не было, поэтому сказать, насколько адекватен ценник, сейчас невозможно — просто потому что толком неизвестно, какого качества автомобиль. Но конкурентов у «Зетты» в России сейчас нет. 

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто: На нашем рынке новых электромобилей сейчас не продает практически никто. За исключением одного смешного электромобильчика компании «Рено», официально в России продаются только премиальные автомобили, причем трех марок, но там цена начинается от шести миллионов и до небес. Бюджетных автомобилей электромобилей не предлагает вообще никто в нашей стране, поэтому давайте говорить о том, что конкуренции в нашей стране, естественно, нет никакой. А что будет, то будет — посмотрим.

Но даже если автомобиль выпустят по той цене, с теми характеристиками и с годной сборкой, а старт продаж «Зетты» откладывали уже дважды, — сначала, видимо по срокам не успевали, а потом вмешался коронавирус, — хороший спрос на него будет только в случае сильной государственной поддержки. Это сейчас мировая практика. Иначе электрокары покупают только как роскошь. 

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто: В Китае при покупке электромобиля государство компенсирует до 10 тысяч долларов. Примерно такие же суммы получает и немецкий покупатель, и норвежский, и американский. То есть, ему, во-первых, часть затрат компенсируют сразу, а во-вторых, там очень сильные налоговые льготы. Ну и плюс есть преференции по парковке, как и у нас.

Потянет ли российский бюджет такую поддержку и будет ли экономически целесообразно покупать «Зетту» без нее — вопрос открытый. Но вот что нужно понимать: без массовой серийной сборки удерживать цену в 450 тысяч рублей вряд ли долго получится. В сравнении, штучный велосипед на одном мотор-колесе у инженера Дмитрия Дуюнова стоит 200 тысяч рублей. То есть, как полмашины. Решить эту проблему может конвейер. А как показывает наша история, русские могут создавать передовые технологии, но делать их массовыми зачастую не получается. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски