«С интернетом в России уже хуже, чем в Китае»: правозащитник — о том, почему Дуров оправдывается за блокировку «Умного голосования»

26/09/2021 - 21:57 (по МСК) Денис Катаев

Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров наконец-то высказался по поводу блокировки бота «Умного голосования» в дни выборов новой Госдумы. Как сказал Дуров, бот был заблокирован в интересах большинства пользователей, поскольку в противном случае под угрозой оказался бы сам мессенджер, а прошедшие выходные были неподходящим моментом для «начала войны». «Допустить блокировку Telegram для всех россиян, чтобы дать политической партии два дополнительных дня на ведение кампании после того, как выборы уже начались — это все равно что пожертвовать ферзем ради пешки в шахматной партии, не имея четкой стратегии выигрыша», — сказал он. Обсудили это высказывание с Михаилом Климаревым, директором «Общества защиты интернета».

«В новых обстоятельствах, скорее всего, Роскомнадзор смог бы заблокировать Telegram, это было бы достаточно больно. Тем более что Роскомнадзор сейчас находится в таком положении, что он вообще ни перед кем не отчитывается, он может заблокировать вообще все что угодно. <...> На месте интернет-корпораций российских я бы задумался по поводу контроля именно за Роскомнадзором, потому что теперь их действия — они совершенно непредсказуемы, они могут действовать вообще как угодно, они могут шантажировать, как мы видим, и делают это. <...> 

Тот самый суверенный рунет, о котором там много говорили — они его построили. Я сейчас должен сказать, что в настоящий момент российский интернет — все говорили о том, что Россия движется к китайской модели управления интернетом — так вот сейчас интернет в России хуже, чем китайский. <...>

Есть еще один вариант, о котором тоже, наверное, надо упомянуть — это люди. Как мы знаем по поводу Google и Apple, там были угрозы буквально взять в заложники сотрудников этой компании, по Google — там примерно от 100 до 200 человек на территории России находилось, сотрудников Google. Вот у Telegram на самом деле таких сотрудников, наверное, больше, чем у Google, потому что это компания с российскими корнями, там довольно много людей необходимо на то, чтобы это все обслуживать и программировать, в конце-концов родственники этих людей, скорее всего, тоже в России живут, и могло быть давление и в таком виде. Почему они сейчас молчат, ничего не говорят — тоже очень простой ответ на самом деле: они еще не успели всех эвакуировать. Я думаю, что надо подождать немного разрешения всей сложившейся ситуации», — сказал Климарев.

Фото: Игорь Иванко / «Коммерсантъ»

Другие выпуски