Дорогая леди: почему французы ополчились против жены Эммануэля Макрона

08/08/2017 - 23:08 (по МСК) Максим Товкайло

Первая леди Франции Брижит Макрон оказалось в центре скандала. Виной тому стал ее муж, Эммануэль Макрон, который предложил узаконить должность первой леди Франции и прописать в законе положенные ей привилегии. Но французам эта идея не понравилась. Количество подписей под петицией против введения должности первой леди уже близится к 300 тысячам.

Почему негодуют французы и как зарабатывают первые леди в других странах — в репортаже Ольги Гладышевой.

Официального юридического статуса у первой леди во Франции нет, однако ежегодно жены французских президентов пользуются средствами из государственного бюджета. «Коммерсант» пишет, что на их охрану, помощников и содержание офиса ежегодно выделяется 450 тысяч евро. Это две годовые зарплаты французского президента. Более того, раньше супруги первого лица государства получали еще и некое подобие зарплаты: Валери Триервейлер, с которой бывший президент Франции Франсуа Олланд даже не регистрировал брак, получала около 20 тысяч евро ежемесячно, а дороже всех обходилась казне модель жена Николя Саркози Карла Бруни – на ее содержание уходило около 60 тысяч евро ежемесячно. Больше французы не хотят платить за жен президентов.

Денис Стрелков, журналист Radio France Internationale, рассказал: «Пока что речь не идет о том, чтобы Бриджит Макрон была как-то оплачиваема из госбюджета. Говорится о том, что у нее будет какой-нибудь кабинет.  У нее будет некая политическая роль, скорее всего, связанная с образованием».

В Эстонии такие «зарплаты» вполне официальны. Первая леди там — профессия, за которую положено жалование в размере почти полутора тысяч долларов. Само понятие «первой леди» зародилась в США. Несмотря на большой политический вес жены президента, в американской конституции ее права и обязанности отдельно не прописаны.  

Доктор политических наук, Руководитель Центра социально-политических исследований ИСКРАН Надежда Шведова:

«Первая леди в США является не только женой, но и политическим партнером. Супруги президентов США не получают официальной зарплаты, однако обязаны участвовать в официальных церемониях, сопровождать президентов в зарубежных поездках, воспитывать детей и быть примером для подражания. Первая леди не получает денежного довольствия, но ее официальные поездки и меры по защите персонала, который работает в ее офисе, обеспечиваются государством. В 93 году право первых леди на собственных сотрудников в Белом доме было узаконено. Решение апелляционного суда от 93 года приравняло супругу президента США к "функциональному эквиваленту" его помощника, однако не дало ей права на зарплату. Этот пункт касался Хиллари Клинтон, тогда жене Билла Клинтона и 47-ой первой леди Америки. Нынешний правовой статус первой леди США рассматривается как лицо, замещающее должность или служащий Правительства Соединенных Штатов. Супруга президента не может получать подарки, стоимость которых выше определенной суммы. Все подарки и их назначение должны быть открыты для общественности, они считаются собственностью правительства США».

А вот в России жены президентов традиционно очень закрыты – афишировать свою личную жизнь главы государства не привыкли. Исключением разве что стала Раиса Горбачева, которая, подобно американским первым леди, стала визитной карточкой мужа. Сопровождать мужей во время официальных визитов российские жены президентов стали со времен Хрущева – в таких поездках статус первой леди приравнивается к статусу президента – супругам положено одинаковое количество охраны.

Владимир Шевченко,Глава службы протокола Администрации Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и советник президента Дмитрия Медведева до 2011 года:

«В России никогда не было официальных должностей для супруг, абсолютно никогда не было. Они могли быть, в лучшем случае, как Раиса Максимовна (Горбачева) была в фонде культуры Советского Союза, потом Наина ни в каких фондах не была, Светлана Медведева тоже возглавляла фонд, но на государственном уровне они никогда никаких должностей не имели и зарплат не получали».

По словам Шевченко, со времен Горбачева статус первой леди в России не менялся. Единственной родственницей, кто когда-либо получал зарплату за свою государственную деятельность, была дочь Ельцина Татьяна Юмашева в тот недолгий период, когда выполняла роль советника президента. Собственного бизнеса у жен российских первых лиц не было, а во сколько обходилась охрана первых леди, понять невозможно. Это информация никогда не становилась публичной.  

Фото: POOL New / Reuters

Другие выпуски