Допинг через поцелуй и зубную пасту: Светлана Журова рассказала, как случайно можно принять запрещенное вещество

14/02/2022 - 22:35 (по МСК) Тихон Дзядко

Спортивный арбитражный суд (CAS) допустил Российскую фигуристку Камилу Валиеву до участия в личном турнире на Олимпийских играх в Пекине. Она выйдет на лед во время короткой программы уже завтра, 15 февраля.

Уже во время Олимпиады пришел положительный допинг-тест Валиевой, который она сдавала в декабре прошлого года. В ее пробе обнаружили запрещенный триметазидин. WADA, олимпийские комитеты США и Канады остались недовольны решением суда. По их мнению, это ставит под вопрос чистоту спорта.

Есть, однако, оговорка в плане выступления Валиевой. Если она займет призовое место, а она фаворит Олимпиады, то церемония награждения проводиться не будет. Связано это с тем, что расследование в ее отношении продолжится, так как факт наличия допинга в пробе никто не отрицает.

Процесс по этому делу может продлиться более года. Все это время Валиева сможет принимать участие в соревнованиях, но ее результаты все равно будут ставиться под сомнение. При этом, согласно информации RT, в чье распоряжение попали документы WADA, следы триметазидина могут быть обнаружены, если спортсмен употреблял средство от мигрени ломеризин, который разрешен для приема.

Валиева сегодня впервые прокомментировала скандал, связанный с ее допинг-пробой: «Эти дни для меня были очень сложные, не хватает эмоций. Я радуюсь, но эмоционально устала. Поэтому слезы счастья и небольшого огорчения».

Светлана Журова, депутат Госдумы, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, считает, что CAS вынес такое решение, потому что у Валиевой не было возможности защитить свои права. По ее мнению, если бы результат пробы был известен заранее, адвокаты спортсменки успели бы предпринять необходимые юридические действия и Валиева была бы оправдана еще до Олимпиады.

Микродоза триметазидина, которую обнаружили в допинг-пробе Валиевой, говорит о том, что с большой вероятностью она приняла лекарство, на которое должно быть терапевтическое разрешение. «Если бы было что-то серьезное, то вряд ли бы ее допустили», — считает Журова. По ее мнению, сроки проведения анализов были превышены и необходимо выяснить, по каким причинам это произошло: «Новогодние праздники, каникулы, Рождество, ковид — это не должно интересовать спортсменов, пробы должны были быть проверены до Олимпиады».

По ее словам, известно много случаев, когда запрещенные препараты попадали в организм спортсмена через зубную пасту, губную помаду и поцелуи: «Спортсмены привозили помады, зубные пасты и говорили — посмотрите, в них запрещенные компоненты, поэтому я был дисквалифицирован. Были даже случаи передачи допинга через поцелуй».

Мировая антидопинговая система «однозначно несовершенна», считает депутат Госдумы. По ее мнению, необходимо пересмотреть подход к списку терапевтически разрешенных лекарств. Компоненты практически всех препаратов, которые выписывают спортсменам при травмах, находятся в запрещенном списке. «Спортсмены — заложники этой системы. Крайне много случаев, когда спортсмену приходится доказывать необходимость использования препарата», — говорит Журова.

Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

Другие выпуски