«Доходит до полного геноцида»: Антон Долин о том, как Минкульт расчищает прокат для «нужного» кино

18/01/2018 - 21:46 (по МСК) Антон Желнов

17 января, за день до премьеры «Приключений Паддингтона-2», Министерство культуры перенесло премьеру на 1 февраля. Выход фильма «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» предложили перенести с 25 января на 1 февраля. Владельцы кинотеатров уже обвинили Мединского в нанесении вреда индустрии. Ситуацию вокруг несостоявшейся премьеры фильма про игрушечного медведя прокомментировал главред журнала «Искусство кино», кинокритик Антон Долин.

Антон Долин: Во-первых, никто не понимает, что на самом деле произошло, потому что версии разные. Минкульт, который общается в основном посредством пресс-релизов, а не в диалоге, утверждает, что нарушены правила получения прокатного удостоверения. Учитывая, что это выяснилось вечером накануне дня выхода фильма в прокат, уже были вложены огромные деньги в то, чтобы сделать рекламу фильма, в то, чтобы сделать перевод фильма, копии, отправить их по всем кинотеатрам России — очень сомневаюсь, что люди, которые рисковали такими деньгами и уже заработали деньги на продаже предварительных билетов, что они при этом не соблюли всех необходимых бюрократических процедур, без которых фильмы в России не показываются.

Я подозреваю, что процедуры были соблюдены. Мне кажется, что случилось некое событие, о котором мы не знаем и скорее всего никогда не узнаем. Что кто-то в Министерстве культуры или в среде русских продюсеров, которая похожа на клубок змей, но, возможно, иногда им удается договориться, кто-то вдруг психанул и сказал: «Сейчас выйдет симпатичный английский медведь и всех зрителей заберет, а у нас только русское кино пошло в гору». Но это предположение, я так думаю. А медицинский факт в том, что все ждали фильм и ни у кого — ни у зрителей, ни у прокатчиков, ни у кинотеатров, ни у правообладателей не было ни малейших сомнений в том, что фильм про медведя сейчас выйдет, через считанные часы.

Цензурой по факту является вся практика выдачи прокатных удостоверений. Ты платишь взнос, вовремя предоставляешь документы, и тогда тебе предоставляют документ, позволяющий показывать кино. До тех пор, пока это бюрократическая процедура, то это не может быть названо цензурой. Но когда по причинам, которые кажутся смутными и не вполне понятными, люди, от которых зависит выдача этих удостоверений, говорят — не дадим или дадим не сейчас, то это, конечно, цензура.

Минкульт считает, что русское кино надо поддерживать, спасать и защищать от врагов, которыми являются все фильмы, кроме русских. Если мы все время будем помогать русским фильмам и все время давать им протекционистские костыли, то они никогда не научатся ходить самостоятельно. 

Когда рождается на свет по-настоящему достойный русский блокбастер, как «Движение вверх», и он завоевал зрителей, и действительно им нравится,  на него действительно ходят, тем не менее именно этому фильму оказывается медвежья услуга в качестве помощи —  расчистка проката. Это было перед Новым годом и, видимо, это происходит сейчас. 

Был компромисс с Минкультом: если голливудский фильм мешает большому русскому фильму, то он сдвигает релиз, чтобы хотя бы две недели дать поработать русскому фильму. Но сейчас это начинает доходить до полного геноцида — вообще вычищаются все остальные фильмы.

Другие выпуски