Десять причин самой низкой явки в истории России

Почему россияне не пошли на выборы
19/09/2016 - 23:20 (по МСК) Ольга Гладышева

Пожалуй, один из главных показателей прошедших выборов   это их рекордная за всю новейшую российскую историю непопулярность. Голосовать пришли менее половины всех избирателей   — около 48%.. На прошлых выборах, например, она была выше 60%.

«Явка как явка», — так прокомментировала эти цифры глава ЦИКа Элла Памфилова.  В свою очередь, председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, – а в столице явка была и вовсе около 35% заявил, что во всем виновата погода, а также лень политических партий, которые не достаточно активно агитировали.

Мы нашли ровно десять причин, почему на этих выборах было так мало людей. 

Первая причина: перенос выборов с декабря на сентябрь.

В 2015 году лидеры трех фракций внесли соответствующий законопроект. Один из доводов в пользу переноса, кстати, был о плохой погоде в декабре.

Эксперты, представители компартии и ряда непарламентских партий заявили, что перенос приведет к трудностям в агитации населения на выборы: самая активная часть избирательной кампании приходится на лето, когда многие находятся в отпусках и на дачах, и меньше интересуются политикой, а сам день голосования  предпочтут провести за городом.

Вторая причина: отсутствие информации

Власти менее активно информировали о том, что выборы вообще проходят, а также где и за кого можно проголосовать. В движение по защите прав избирателей Голос даже зафиксировали жалобы избирателей на это.  Как  и то, что листовок, роликов с призывами идти голосовать было меньше. 

Третья причина: воспрепятствование агитации

Третья причина – в воспрепятствовании агитации: размещение рекламы и организации встреч с избирателями. Об этом сообщали кандидаты и партии из различных регионов страны. Баннеры не размещали или снимали, листовки уничтожались сотрудниками ЖКХ, а руководители учреждений для встреч вынуждены были согласовывать свои действия с муниципальными властями, которые им в этом зачастую отказывали.Это при том, что «Единая Россия» начала свою агитационную кампанию раньше, на праймериз, которые активно освещались на федеральных телеканалах и не только.

Четвертая причина: нехватка денег

В четвертых, денег  на кампанию в этот раз спонсоры выделяли меньше, чем раньше. Сказались и кризис, и и неготовность вкладываться в оппозиционные партии и одномандатников, чей результат трудно предсказать. 

Ранее по итогам кампании Алексея Навального в  мэры Москвы были возбуждены уголовные дела в отношении тех, кто перечислял деньги через «Яндекс-кошелек».

Пятая причина: крымский консенсус

Представители парламентских партий, уходивших на прошлых выборах в оппозицию к власти, снизили градус борьбы на фоне посткрымского консенсуса и сплочения вокруг фигуры президента. Эсеры, когда-то ходившие на Болотную и с белыми лентами, в начале кампании попытались было начать кампанию в поддержку сборов подписей за отставку лидера списка и премьера Дмитрия Медведева, однако развития эта инициатива так и не получила. В самом начале кампании появилась информация о том, что парламентские партии договорились между собой о разделе 40 округов. Позже эти сообщения ими опровергались. Однако мандаты получили все влиятельные депутаты из думской оппозиции - именно в их округах не было соперников-единороссов. 

Шестая причина: отсутствие дебатов

Причина номер шесть — де-факто отсутствие дебатов на телевидении, смещенных с прайм-тайма, или вовсе отмененных. Например, дебаты для московских кандидатов-одномандатников в Мосгоризбиркоме отменили, сославшись на то, что выделено было слишком мало времени на столичных телеканалах.

Седьмая причина: оппозиция не договорилась

Оппоненты власти из ПАРНАСа, «Яблока», а также команд Алексея Навального и Михаила Ходорковского не смогли сформировать единый список оппозиции и разочаровали тех, кто мог бы проголосовать за представительство либералов в Госдуме. 

Восьмая причина: яркие политики не пошли на выборы

Многие яркие местные политики, способные привлечь своих избирателей на участки, попытались пройти через праймериз «Единой России». Многие проиграли, но от других партий уже не пошли: таково было неформальное соглашение с участниками праймериз. В итоге те, кто не прошли процедуру отбора в партии власти, и вовсе отказались от участия.

Девятая причина: удар по СМИ

Мощный удар по СМИ  после выборов в 2011 году, в которых сменилось руководство, и политика освещения стала менее независимой. Чистки коснулись Газеты.Ru, ИД «Коммерсантъ», РИА Новости, «Ленты.ру», журнала «Форбс» и, наконец, РБК. Информация об этих выборах контролировалась больше, чем на прошлых. Кроме того, ужесточили наказание для блогеров за распространение информации, которую суд может посчитать запрещенной. Появились показательные уголовные дела в отношении блогеров даже за перепосты.

Десятая причина: недоверие к выборам

Десятая причина - и возможно главная —  уже устойчивое недоверие к институту выборов и тем партиям, которые участвуют в них. В результате на участки пришли самые доверчивые — пенсионеры и специально мобилизованные «послушные избиратели».

 

Фото: Кирилл Калинников/РИА Новости

Другие выпуски