Военная форма для младенцев, георгиевские ленточки и другие сувениры: кто и как зарабатывает миллионы на Дне Победы

25/04/2017 - 00:08 (по МСК) Владимир Роменский

Пилотка, георгиевская ленточка, наклейки про «можем повторить» и «спасибо деду за победу» — за последние годы День Победы в России стал главным праздником милитаризованного мерчандайзинга. Накануне 9 мая на символах войны зарабатывают все, кому не лень, как в новый год на елочных игрушках, очевидным образом девальвируя пронзительный смысл этой исторической даты. Кто производит и кто покупает километры георгиевских ленточек и сотни тысяч военных пилоток? Смотрите в сюжете Владимира Роменского.

В России за год продается около одного миллиона пилоток ― это слова самих производителей. Еще лет пять назад списанную военную форму покупали на армейских складах, теперь заказывают из Китая или шьют сами. Говорят, отечественное производство качественнее. В палатках в центре города скоро такие пилотки будут продавать по 400–500 рублей. Оптом, конечно же, дешевле: если брать сто штук, одна выйдет за 100 рублей.

Директор швейно-производственного объединения с пафосным названием «Красная площадь» Александр Колмычков говорит, что раньше работал с московским правительством, однако большинство заказов сейчас поступает к нему от частных клиентов и организаций. «Если вы возьмете какие-то праздники, которые выгодно пропиарить, чтобы люди тратили деньги, покупали сувениры, еще что-то, то здесь это именно народный праздник», ― делится Александр. ― «Мы просто делаем на Новый год продукцию ― новогодние колпаки, еще что-то. Там корпорации спонсируют, раздают это. А здесь больше инициатива именно частных людей».

Пилотки шьют в Иваново, производство металлических кокард тоже российское. Прикрепляют их прямо в офисе. Сейчас у продавцов вещей, связанных с Днем Победы, настоящий аврал. 60–70% своей годовой выручки они получают именно перед 9 мая. По словам Александра, его компания также шьет военную форму времен Великой Отечественной войны: гимнастерки, галифе и юбки. Такой товар тоже пользуется спросом.

«Я пришла купить военную форму всей своей семье», ― рассказывает Наталья, одна из покупательниц. ― «Пятеро детей, я и муж. Мы хотим ввести такую традицию отмечания Дня Победы в каком-нибудь городе-герое. В этом году мы собираемся поехать в Смоленск во всем обмундировании». На покупку формы для всей семьи тратится немало: «По ценам именно этого магазина 2650 рублей полный комплект. Взрослый, естественно, подороже. Маленьким детям у меня три года, самому старшему четырнадцать. Вот считайте, в пятнадцать тысяч, надеюсь, уложимся».

В интернете можно найти даже военную форму для младенцев.

Начали готовиться к празднику и в крупных торговых сетях. На полках столичных супермаркетов продукция появилась за три недели до Дня Победы: маленькие флажки «На Берлин!» ― 35 рублей, наклейки «9 мая» ― 54 рубля, «Трофей из Берлина» ― 136 рублей. Пилоток пока в продаже нет, но обещали, что их привезут в ближайшие дни.

Продажа таких наклеек может приносить прибыль в тысячу процентов. Их производство стоит копейки, а продаются они значительно дороже. «На хорошей точке за пару недель можно накопить на машину или поездку в отпуск», писала «Комсомолка» со ссылкой на уличных торговцев.

Зарабатывают и на георгиевских лентах. Несколько дней назад их уже начали бесплатно раздавать на улицах российских городов волонтеры. В Москве эта акция стартовала сегодня, 24 апреля. Сколько всего власти потратят на закупку лент, сказать сложно, однако речь идет о десятках миллионов рублей. Только администрация Петербурга потратит на эти цели почти 2 миллиона, «Сбербанк» ― 2,2 миллиона. Это где-то 1,5 рубля за одну ленточку.

Пытаются извлечь выгоду из праздника Победы и некоторые коммерческие организации, причем используют патриотическую символику не всегда уместно. Им пытаются противостоять активисты проекта «Патруль Победы». «В каком-то питерском клубе была „великая победная попойка со стриптизом от партизана и санитарки“. За вход в пилотке наливали сто или двести грамм бесплатно», ― рассказывает автор проекта «Патруль Победы» Артем Горелик. ― «Мы им высылали сообщения, у нас было несколько десятков активистов, которые их, скажем так, в интернете бомбили».

Некоторые организации, которые использовали День Победы не должным образом, в коммерческих целях, уже наказаны: их оштрафовала Антимонопольная служба. По мнению Горелика, в целом ситуацию мог бы изменить закон, охраняющий символы, связанные с 9 мая. Этот закон уже разработали, но с юридической точки зрения он очень сырой. Непонятно, что же считать символом Великой Победы.

Ну а пока этот символ Победы не регламентирован, зарабатывать на этой идее может буквально каждый. Интерес к празднику всенародный, но активно культивируемый властями. «Правительство Москвы и всей России, я заметил, выделяет много небольших траншей для каких-то песенных коллективов», ― делится Александр Колмычков. «Они говорят: „Нам выделило государство 30 тысяч“. Нам надо их оформить, мы делаем полноценную документацию, и за государственные деньги коллектив приобретает форму, например, 12 или 15 человекам. Они выступают. Я вижу здесь тенденцию, что правительство России не стоит в стороне. Оно выделяет деньги, и эти деньги тратятся целевым образом». 

На превью: Игорь Зарембо / РИА Новости

Другие выпуски