Дело сестер Хачатурян рассмотрит суд присяжных. Разбираемся, как это будет происходить

03/08/2020 - 21:14 (по МСК) Марфа Смирнова

Дело старших сестер Хачатурян рассмотрит суд присяжных — таким образом, Мосгорсуд удовлетворил ходатайство адвокатов Ангелины и Крестины Хачатурян. Суд также отказался возвращать дело в прокуратуру и объединять дела старших сестер и младшей Марии. Старшие, Крестина и Ангелина Хачатурян, обвиняются в убийстве своего отца, а Мария, которая на тот момент была несовершеннолетней, признана невменяемой. Ее дело будет рассмотрено отдельно. Ранее Генпрокуратура требовала от следствия переквалифицировать обвинение сестрам с убийства на самооборону, однако в СК отказались это сделать. Тем не менее, судьбу сестер теперь будет решать коллегия присяжных. О том, как в России работает этот институт, рассказала Марфа Смирнова.

Поскольку рассмотрение дел с присяжными в России явление редкое (одна тысячная всех дел рассматривается таким образом), то важно разобраться, как процесс будет проходить в случае с сестрами Хачатурян.

31 августа в Мосгорсуде пройдет отбор присяжных. Придут 60 человек, из них нужно будет выбрать восемь и еще несколько запасных на случай, если основных в последний момент не сможет участвовать в заседании.

Адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер: Обычно на практике, например, присяжные не могут быть действующими сотрудниками правоохранительных органов, или у кого ближайшие родственники являются сотрудниками правоохранительных органов, судебной системы. Адвокатом тоже, например, не может быть присяжный. Их отводят сразу же. Дальше — путем того, что мы [сторона защиты], прокуратура, потерпевшие, суд задает им вопросы различного характера — то есть, выясняется, скажем так, их биография, — уже делается вывод о том, могут ли они быть присяжными или нет. 

По каким именно критериям защита будет отбирать присяжных, адвокаты сейчас не говорят. У них, безусловно, есть какая-то стратегия, но поскольку в данном деле все будет и правда зависеть от этих восьмерых человек, то сторона защиты сейчас ее скрывает. Вообще, адвокаты сестер Хачатурян как раз очень рассчитывали на то, что дело их подзащитных будет рассматривать именно суд присяжных.

Адвокат Ангелины Хачатурян Алексей Паршин: Это суд народа. И полагаю, что в этом случае рассчитывать на оправдательный приговор, — а в данном случае, это суд присяжных, это будет вердикт, — у девочек больше шансов, чем на профессионального судью. На которого, собственно говоря, оказать давления по закону не имеют права, но тем не менее мы все можем полагать и подозревать, что на судью можно всегда оказать давление, зная наши реалии действительности. 

По мнению правозащитницы Алены Поповой, которая на протяжении всего этого времени следит и в какой-то мере участвует в процессе сестер Хачатурян, считает, что и на присяжных заседателей можно повлиять.

Правозащитница и гражданская активистка Алена Попова: Если сейчас начнется это поливалово со всех федеральных СМИ на девочек, опять эти глаголы, которые я опять теперь регулярно наблюдаю, во всех статьях: «убили отца», «убили отца», «убили отца». То есть, этот глагол «убили» равно: «девочки — убийцы». Конечно, безусловно, у присяжных заранее сформируется представление, что они убили. 

Интересно еще, что процесс, который длится уже два года (Михаил Хачатурян был убит 27 июля 2018 года) благодаря суду присяжных может, наконец, в довольно скором времени завершиться. По идее, дело по существу могут начать рассматривать уже 31 августа — и процесс может быть вполне стремительным.

Адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер: Суд сам по себе обычно рассматривает дела с участием присяжных, назначая их, допустим, на четыре дня в неделю и начиная слушать. И если обычно уголовные дела могут два дня или раз в неделю рассматривать, то с участием присяжных чаще судебные заседания назначаются. Это делается с целью экономии времени самих присяжных, чтобы они не потеряли время, работу, еще что-то, чтобы не отвлекались от своих обычных дел на более длинный промежуток времени. 

Вообще, в среднем суды с присяжными выносят вердикт быстрее, потому что дело не рассматривается целиком. Например, характеристики на подсудимых не обсуждаются. Не всегда учитываются все показания по делу. В данном случае, прежде, чем вызывать свидетелей со стороны защиты сестер Хачатурян, суд вправе решить, достаточно ли у них важная информация по существу дела и допрашивать ли их при участии присяжных.

Адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер: Есть список свидетелей обвинения, которых обвинение указывает в обвинительном заключении. И обычно все свидетели, которые там заявлены, если прокуратура настаивает на их вызове, они вызываются. Если они могут дать какие-то пояснения по существу самого уголовного дела, то они допрашиваются в суде. Единственное — то, что могут быть допрошены не все свидетели, которых предоставляет сторона защиты. 

3 августа в Мосгорсуде объявили о том, что процесс будет в целом открытым. Единственное, из-за определенных свидетельств, можно сказать, интимного характера, на какие-то заседания, возможно, посторонних не пустят.

Адвокат Ангелины Хачатурян Алексей Паршин: Я не исключаю, что могут его закрыть, потому что было сексуальное насилие в отношении девочек. Эти вопросы, скорее всего, будут расследоваться судом, а следовательно, эти вопросы не подлежат разглашению на широкую публику. Поэтому мы будем просить хотя бы в этой части закрыть, потому что, конечно, нам не хотелось бы, чтобы оно было целиком закрытое. 

В целом несколько фактов про суды присяжных: доля оправдательных вердиктов намного выше в сравнении с так называемым обычным судом, где приговор сразу выносит судья. Если присяжные решили, что подсудимый невиновен, то судья-председатель обязан вынести оправдательный приговор. А вот если вердикт обвинительный, то тут все несколько сложнее. В таком случае судья может решить, что вина подсудимого не доказана, распустить присяжных и направить дело на новое рассмотрение.

Год назад суд присяжных рассматривал в чем-то похожее дело. Жительница Геленджика Кристина Шидукова убила своего мужа. Несколько лет ее супруг избивал ее, и когда попытался выбросить ее с четвертого этажа, Кристина Шидукова ударила его ножом. Громкое дело, маленький Геленджик и впервые — суд присяжных. Единогласно решили, что женщина виновна в убийстве мужа. Дали восемь лет, несмотря на то, что у нее был малолетний ребенок.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Агентство «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски