Дело «мертвых душ»: почему арестовали сотрудников Роскомнадзора

12/10/2017 - 23:47 (по МСК) Мария Борзунова, Антон Желнов

«Все трое сотрудников Роскомнадзора находятся под домашним арестом», — это первая официальная информация о деле против работников надзорного ведомства. Об этом сообщил пресс-секретарь Чертановского суда, где и рассматривался вопрос об избрании меры пресечения. Вечером 11 октября стало известно, что Следственный комитет заподозрил сотрудников Роскомнадзора Вадима Ампелонского, Александра Весельчакова и Бориса Едидина в мошенничестве в особо крупном размере. С тех пор никакой официальной информации не появилось, молчат все. Мария Борзунова о том, что известно о деле против сотрудников Роскомнадзора.

Первым о проверках в Роскомнадзоре и подконтрольном ему ФГУП «Главный радиочастотный центр» сообщил анонимный telegram-канал «ОПЕР слил». Произошло это еще 10 октября, за сутки до первых сообщений в СМИ. Но никто не придал этому посту особого значения.

Хоть в СМИ и не обсуждают тему, но во ФГУП ГРЧЦ пришли с обысками, вроде как из СК! По слухам, нашлись мертвые души, на которые списывались расходы, так же проверяют Роскомнадзор! Одним из директоров ГРЧЦ должен был стать Борис Единин из Роскомнадзора (даже был приказ о его назначении), — написали на канале.

Уже 11 октября об уголовном деле о мошенничестве в отношении трех сотрудников Роскомнадзора сообщило издание vc.ru. Речь идет о трех сотрудниках ведомства — Борисе Едидине, Александре Весельчакове и Вадиме Ампелонском. Все они находятся под домашним арестом, кому-то уже предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.

Если пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в принципе многим знаком, то двое других — Едидин и Весельчаков — неизвестны. Борис Едидин был начальником правового управления Роскомнадзора, но сейчас на сайте исполняющим обязанности уже значится другой сотрудник. А Александр Весельчаков — руководитель аппарата Роскомнадзора. Как пишут «Ведомости», он часто сопровождал главу ведомства Александра Жарова на публичных мероприятиях. Источник РБК же отмечает, что Весельчаков отвечал за административную работу, в том числе за подбор кадров.

Арестовали сотрудников ведомства еще 5 октября, то есть около недели это удавалось сохранить в тайне. Но и сейчас, спустя сутки после публикаций, официальных комментариев все нет. Молчит и Роскомнадзор, и Следственный комитет. Зато источники и telegram-каналы вовсю обсуждают версии случившегося. Судя по всему, уголовное дело связано с подведомственным Роскомнадзору ФГУП «Главный радиочастотный центр».

«Этот центр был замешан в нескольких довольно скандальных вещах. Первая связана с работой автоматического бота "Ревизор", который ходит по узлам операторов связи и проверяет доступность сайтов и штрафует операторов связи. Второе — появилась информация о том, что создается лаборатория блокировок при радиочастотном центре. Сам Роскомнадзор постоянно прибегает к услугам указанного ФГУП», — рассказал глава Юридической практики «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян.

Это дело уже прозвали делом мертвых душ. Неофициальная версия выглядит так: якобы сотрудники Роскомнадзора платили деньги фиктивным работникам этого самого ФГУП. Источники BFM.ru рассказывают, что эту схему придумали еще в 2012 году, но не для того, чтобы похитить деньги, а чтобы доплачивать в конвертах тем, кто мало зарабатывает в ведомстве. Всего незаконно выплатили более 20 миллионов рублей. О том же самом пишет и telegram-канал Mash.

Внутренняя позиция Роскомнадзора: Ампелонский&CO своей собственной шкурой поплатились за то, что пытались сохранить хороших специалистов в радиочастотном ФГУПе. Официальные зарплаты у большинства сотрудников были небольшие (15 тысяч рублей + надбавки). Серая схема с мертвыми душами была нужна роскомовцам для того, чтобы в конвертах платить людям, — пишет Mash.

Адвокаты Ампелонского и Едидина говорят, что их подзащитные вину не признают. Но больше рассказать не могут: дали подписку о неразглашении. По информации BFM.ru, Весельчаков же якобы частично вину признал и подтвердил, что нарушения в начислениях зарплат были, но он отказывается называть это мошенничеством или хищением.

Фото: depositphotos

Другие выпуски