«Сначала хотел украсть „Христоса в саду“». Когершын Сагиева пообщалась с похитителем картины Куинджи в изоляторе

31/01/2019 - 21:33 (по МСК) Когершын Сагиева, Анна Монгайт

Мы следим за развитием «дела Куинджи». Кто в России теперь не знает его пейзаж «Ай-Петри. Крым», который Денис Чуприков в минувшее воскресенье попытался украсть из Третьяковки. Сейчас он находится в СИЗО. Первой журналисткой, которой удалось побеседовать с Денисом, стала член ОНК и корреспондент Дождя Когершын Сагиева.

Когершын, какое он на тебя произвел впечатление?

Он произвел впечатление человека вменяемого, как минимум. Он не выглядит городским сумасшедшим, который вбежал в музей и схватил картину. А вот что говорит он сам: «Решился на воровство после того, как посмотрел на картину "Христос в саду"», — имеется в виду, вероятно, картина «Христос в Гефсиманском саду», можем на нее тоже взглянуть. — «Но на образ бога рука не поднялась, а схватил первую попавшуюся картину, даже не знал, что она называется "Крым"». Давайте посмотрим еще раз на картину «Ай-Петри .Крым».

Подробно описывает, как ее взял, показывая на примере газеты, просто взял вот так под мышку и ушел. А потом все, как по маслу, пошло. В музей вошел тоже бесплатно, билет не покупал. Очень странно. Говорит, что воровством картины хотел привлечь к себе внимание, и что у него не было корыстного умысла. Он уверяет, что на следующий день собирался картину вернуть и думал, заметит его президент России Владимир Путин, у которого, возможно, появится интерес к Чуприкову, а тот ему должен был рассказать о какой-то своей проблеме. Кажется, что эта версия появилась только сейчас, потому что когда мы его спросили о том, что у него за проблема, и попросили его обратиться через нас к президенту, он ответил, что никакой проблемы нет. То есть его версия не выдерживает никакой критики, и то, зачем он схватил картину, по-прежнему загадка. Но родственники говорили, что у него смертельный диагноз, и журналисты даже предполагали, что, возможно, он украл картину, чтобы что-то осталось после его смерти, потому что у него есть жена и четырехмесячная дочь. Но сам он сегодня сказал, что ничем не болеет, вот только есть у него астма, которая обостряется по весне, что не мешает ему, например, курить сигареты в форточку.

Чуприков еще уверяет, что — несколько штрихов к его портрету — ни разу не привлекался к уголовной ответственности. Многие писали, что он сидел за распространение наркотиков. Сам он говорит, что один раз его поймали за то, что он распространял афродизиаки, повышающие потенцию, но состава преступления не нашли, его отпустили, ни о каких наркотиках речи не шло. Сам он рассказывает о себе, что родился в Феодосии, что приехал восемь лет назад в Москву и работал на Рублевке в одном из богатых домов, отвозил детей в школу. Ему доверяли детей. Его жена преподавала математику детям, также была горничной.

Одновременно?

Одновременно. А последнее время занимался перевозками стройматериалов из Москвы в Крым.

А производил он на тебя впечатление человека, который в принципе интересуется искусством? Ну человек же пришел в Третьяковку, на выставку Куинджи, вдруг спонтанно его осенило.

Он сказал, что знает о Куинджи, что он о нем слышал. Сказал, что это ученик Айвазовского. Сказал, что на выставки он начал ходить этой зимой, когда музеи открыли бесплатный вход, и что он ходил бесплатно, и на эту выставку он тоже пришел бесплатно. Ну вот так говорит, посмотрел на картину Христа, а потом как пошло…

То есть это ему фактически Христос сказал.

Ну, похоже на то.

Вообще это, конечно, загадочная история. С одной стороны, он говорит не очень связные вещи, не подтвержденные какими-то очевидными доказательствами, мало логических связей между его действиями, и то, как он себе объяснял, что он хотел сделать, мотивы. В общем, это все выглядит довольно путано. При этом в самом музее он вел себя не только очень уверенно, а он понимал, как устроен музей, как устроен зал. Понимал, что в том месте, где он берет картину, там его в этот момент не увидит смотритель, потому что это за ширмой, за стенкой. Очень грамотно вел себя, как будто бы действительно он сотрудник, медленно шел, медленно снимал ее, знал, куда нужно зайти, чтобы вырезать ее из рамы. То есть он очень осознанно, подготовленно вел себя в самом зале. Единственное, что он был без перчаток.

Без маски.

Ну, без маски… В маске он бы туда не зашел, будь он в маске, на него тут же бы обратили внимание. Без перчаток и то, что он, убегая, не понимал, что его увидят камеры. Но с другой стороны, то, как он ее снимал, брал, вырезал, выносил, говорит о том, что в этом был элемент осознанности, подготовленности и продуманности. То есть это, конечно, несрастающаяся версия. Я подозреваю, что, конечно, если наши следственные органы захотят, они еще что-то дополнительное узнают. Не исключено все-таки, что это, мне кажется, было какое-то заказное преступление. Скажи мне, пожалуйста, вот он на тех кадрах, когда его арестовывали, казалось, что он то ли не в себе, то ли под каким-то наркотическим дурманом. У тебя не было такого впечатления?

Сегодня нет. Вообще люди, когда их задерживают, всегда странно выглядят, поэтому меня это уже перестало удивлять.

Спасибо большое.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Другие выпуски