«В глаза мне смотри!»: что известно о дерзком дипломате Владимире Сафронкове

14/04/2017 - 00:56 (по МСК) Татьяна Арно, Антон Желнов

Обратившийся к своему коллеге из Великобритании Мэттью Райкрофту, заместитель постпреда России Владимир Сафронков, кажется, разом обрушил дипломатический протокол на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке. Кто этот дипломат и почему его имя не было известно до его речи 13 апреля?

Арно: И пока Путин с Тиллерсоном секретничали в Кремле, российские дипломаты упражнялись в остроумии в Нью-Йорке. Так, заместитель постпреда России в Совете безопасности ООН Владимир Сафронков этой ночью стал самым известным дипломатом в мире. Обратившийся к своему коллеге из Великобритании Мэтью Райкрофту, Сафронков, кажется, разом обрушил все дипломатические протоколы.

Мэтью Райкрофт, постпред Великобритании в Совбезе ООН: «Ученые, изучавшие химическое оружие, проанализировали образцы, взятые в этом городе, и обнаружили наличие нервного агента или схожего с ним вещества. Соединенное Королевство разделяет предположение о том, что, скорее всего, ответственным за химическую атаку 4 апреля в городе Хан-Шейхуне является сирийский режим».

Владимир Сафронков, заместитель постпреда Россиив Совбезе ООН: «Выступление представителя Великобритании, Райкрофта, показало, что он только и думает о том, чтобы затруднить ваши усилия, господин Мистура, не дать развиваться политическому процессу, принести в СБ конфронтационность и враждебность. А все дело в том, и об этом уже многие знают в ООН, что вы испугались, сон потеряли, что мы будем сотрудничать с Соединенными Штатами. Вы этого боитесь. Все делаете для того, чтобы это взаимодействие было подорвано. Именно поэтому… Посмотри на меня, глаза-то не отводи, что ты глаза отводишь? Именно поэтому ты сегодня ничего не сказал о политическом процессе…».

Арно: Но Дмитрий Песков, тоже в прошлом дипломат, вступился за своего коллегу. Сегодня он сказал, что ничего оскорбительного в словах Сафронкова не было, а «проявление мягкотелости чревато в будущем очень плачевными последствиями (это цитата Пескова). Поэтому лучше отстаивать интересы нашей Родины именно сегодня, и, если приходится, достаточно жестко». То, что было жестко, согласна и газета The Guardian. Она так и написала: «Это была жесткая речь».

Желнов: Нельзя не заметить, что помимо всего, Сафронков удивительным образом называл Совет безопасности ООН непривычной иностранному уху аббревиатурой «СБ».

Арно: Я тоже обратила внимание на это.

Желнов: Ну и главный вопрос — who is Mr. Safronkov? Смотри, биографии Владимира Карповича нигде нет главным образом, нет на сайте постпредства России при ООН в Нью-Йорке, ни на МИДовском сайте. Да, обычно МИД, мы понимаем, размещает биографии только первых лиц, таким лицом был покойный Виталий Чуркин, сейчас это временно назначенный главой нашего постпредства при ООН Петр Ильичев. Но выступал на Совбезе все-таки при этом не Ильичев.

Как удалось выяснить, Сафронков действительно не самый публичный дипломат, но это уже не первая при этом его командировка в Нью-Йорк, а вторая, а некоторые говорят, что и третья. То есть он там работал и раньше, и вот уже больше года — в постпредстве при ООН заместителем постпреда при ООН. В постпредстве есть разные группы: внешняя политика, внутренняя, экономика, а есть подразделение, так называемая политическая группа, отвечающая как раз за Совет безопасности, и к этому подразделению как раз и имеет прямое отношение Сафронков. Кстати, упоминания о дипломате есть и на сайте wikileaks.org. Из американских депешей понятно, что Сафронков служил руководителем российской миссии при департаменте по политическим вопросам, чаще всего его имя там всплывает в контексте обсуждения Ближнего Востока. Например в 2007 году он объясняет причины, по которым Россия выступает против санкций в отношении Ирана и КНДР, в 2006 году объясняет, почему Россия не может поддержать резолюцию ООН по Палестине. И вот нам несколько минут назад, буквально до эфира прислали первую официальную биографию Сафронкова.

Арно: На нашем сайте она уже, по-моему, висит.

Желнов: На сайте мы ее опубликуем, то сайт Дождя выступит такой Википедией дипломата Сафронкова, и в принципе, то, что я сейчас озвучил, все совпадает с официальными данными. Действительно, несколько раз Сафронков возвращался в Нью-Йорк, например, в период с 2007 по 2011 годы он занимал должность заведующего политической группой и политкоординатора в постоянном представительстве России при ООН в Нью-Йорке, в 2011 году был назначен заместителем директора Департамента международных отношений Министерства иностранных дел России, то есть Москва, а с января 2015 года он снова является заместителем постоянного представителя России при ООН, то есть снова возвращается в Нью-Йорк. Ну и действительно то, что WikiLeaks пишет, занимался делами по Ближнему Востоку, это и совпадает с теперь уже официальной биографией Сафронкова, с 2001 по 2004 годы он был советником и экспертом по вопросам по Ближнему Востоку при представительстве России в ООН.

 

Арно: С нами на прямой связи по скайпу Георгий Кунадзе, бывший замминистра иностранных дел России. Георгий Фридрихович, вам вообще Сафронков знаком, эта фамилия?

Кунадзе: Добрый вечер. Нет, я ее услышал одновременно с вами.

Желнов: Вот, а такая богатая биография.

Арно: Но тем не менее вы слышали его слова наверняка. Вот такая агрессивная риторика допустима вообще в мире дипломатии?

Кунадзе: Первый раз вообще-то слышу о таком. Никогда даже представить себе не мог. В Совете безопасности традиционно, в советские еще времена, имели место очень острые дебаты по самым-самым острым вопросам: ну так во времена Карибского кризиса, в 1983 году, когда СССР сбил южнокорейский боинг, много чего было, но такого откровенного хамства, такой, извините, подзаборной лексики я себе представить не мог.

Арно: Это вы имеете в виду переход на «ты»? Хотя, конечно, понятно, что в английском языке есть только «you», а у нас, наверное, логично, если бы все-таки на «вы» он обращался к коллеге? Плюс вот эти фамильярности про «в глаза».

Кунадзе: Ну я думаю, что не нужно здесь недооценивать англичан, у них достаточно специалистов русского языка, в том числе и носителей языка, и они конечно же все нюансы того, что и как сказал российский представитель донесли уже до своего начальства, здесь вопросов никаких нет.

Желнов: Вот у Сафронкова очень странный язык, не похожий на дипломатический, то есть в принципе он странно звучит, и к тому же читал по бумажке. Видно, что не публичный. Вот к разговору о том, все-таки почему о нем ничего широкой публике не было известно, при том, что он давно, в общем, работает в постпредстве России при ООН, уже не в первый раз в Нью-Йорке, почему тогда о нем мало что известно? И даже биографии его нигде не было.

Кунадзе: Ну на самом деле я думаю, что обычно известны первые лица дипломатического представительства, это в общем-то нормально, обычная практика. С другой стороны, может быть, в этом и кроется ответ на вопрос о том, чего это вдруг человека понесло. Видите? Говорил бы как все, и никто бы о нем до сих пор не знал, а теперь знаю все, и все его оценивают, кто-то хорошо, кто-то плохо.

Арно: Скажите, вы, как дипломат, наверняка знаете, есть же какой-то дипломатический кодекс, по нему поведение Сафронкова и такая риторика, он должен поучить штраф за это, выговор? Может быть, он будет больше не допущен к публичным выступлениям?

Кунадзе: Штраф он, конечно, не получит. Кто его будет штрафовать? Ньюйоркская полиция что ли? У него иммунитет. А допустят его или нет, я думаю, если ориентироваться на то, что сказал пресс-секретарь президента, и, видимо, он получил на это дело согласование своего руководства, я думаю, теперь его, может быть, даже и повысят, это нормальная практика.

Желнов: Спасибо, и напомню, что биографию Сафронкова, первую в его карьере, посмотрите на сайте Дождя. Ее нам прислали из Нью-Йорка буквально за 10 минут до нашего выпуска. 

Фото: Stephanie Keith / Reuters

 

Биография Владимира Сафронкова

Также по теме
    Другие выпуски