Легализация детского труда: как подметание классов станет частью учебной программы в школах

15/02/2017 - 00:19 (по МСК) Соня Гройсман

Минобрнауки «обеими руками» поддержит закон о трудовом воспитании школьников, пообещала сегодня министр образования Ольга Васильева. Что теперь скрывается за этой формулировкой разбиралась Соня Гройсман.

Мытье окон и уборка в классах, знакомые всем советским школьникам, с легкой руки Госдумы и Минобрнауки могут вернуться в жизнь современных учеников. Возобновить эту практику в марте активисты народного фронта попросили президента Путина, а накануне 1 сентября министр образования пообещала вернуть в школы и трудовое воспитание и стройотряды.

«Я считаю, что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», — сказала Васильева на общероссийском родительском собрании.

Закон об образовании с 2004 года запрещает привлекать школьников к уборке без согласия самих учеников. Заместитель министра образования Вениамин Каганов говорил в октябре, что для Минобрнауки это реальная проблема — школьникам как-то нужно прививать любовь к труду, а педагоги боятся привлекать их к трудовым занятиям.

По сути новый законопроект предусматривает легализацию труда несовершеннолетних, рассказывает Борис Чернышев, член комитета Госдумы по образованию. Как писала «Российская газета» обязательной частью учебного процесса может стать, например, подметание класса во время дежурства. А за более серьезный труд — например, уборку после ремонта кабинета и сезонное мытье окон — даже могут доплачивать.

Борис Чернышев, член комитета Госдумы по образованию: «Мы и так знаем, что многие школьники хотят работать. Данный законопроект будет вводить такие основные положения, как законодательное закрепление прав несовершеннолетних, чтобы они могли работать, например, на частных подсобных хозяйствах, колхозных мероприятиях».

По словам Чернышева деньги на оплату труда школьников будут брать из региональных бюджетов — оплата будет небольшой.

Главное, чтобы труд быль осмысленным, а возвращение к советской системе как таковой вряд ли кому пойдет на пользу, считает директор московской школы номер 109 Евгений Ямбург.

Евгений Ямбург, академик РАО, директор школы №109: «Одно дело, когда дети что-то осмысленное делали, другое дело – я никогда не забуду, как дети резинки на пипетки надевали по одной копейке за штуку. Отупляющий труд, абсолютно вызывающий раздражение, аллергию и ненависть. Здесь нужна какая-то разумная линия, не нужно кампанейщины, и начать нужно с того, чтобы дети убирали за собой классы, понятно, что не туалеты, не коридоры».

На превью: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски