В России Чичваркин будет продавать свободу как хорошие телефоны

Бывший совладелец сети салонов «Евросеть» о совместных планах с Ходорковским
18/04/2016 - 23:53 (по МСК) Анна Монгайт, Антон Желнов

18 апреля Михаил Ходорковский представил нового руководителя медиа-проектов «Открытой России» Евгения Чичваркина, с котором они собираются добиться «торжества закона и независимых выборов» в России. Не в этом году и не в 2018-м, но «еще на нашей памяти».

Бывший владелец «Евросети», а ныне — английского алкогольного бизнеса, Евгений Чичваркин рассказал нам, почему согласился на работу с Ходорковским и как планирует идти к цели.

 

Чичваркин: Моя мечта, если так можно сказать, что такое Россия будущего — это школы без охранников, это все в этой фразе. Мы должны учиться, мы должны провести радикальную реформу образования, что-то лучше взять из петровских времен, что-то лучше взять даже из советских времен. Школы без охранников. Два миллиона половозрелых мужиков сидят в этой дурацкой форме вонючей, курят, палками стучат, они ведь должны работать. У нас дороги не строены. У нас больше половины нашей страны — захваченные, но не обжитые колонии. Вот куда должно смотреть руководство страны, вот куда, я надеюсь, мы будем смотреть.

Мы начали общаться около двух лет назад, и сейчас просто наши позиции определенным образом сблизились, и все немножко пошли на компромиссы какие-то. И плюс назрело, все понимают, что если 2 года назад практически ситуация была такая, что никто из россиян почти не задумывался, потому что всем жилось очень хорошо, то сейчас люди задают вопросы, и многие находятся в поиске виноватого, почему жизнь ухудшилась. И время диктует, ситуация диктует свои правила, что нужно быть готовым к тому, что этот режим поменяется, надеюсь, мирно. Программа должна отвечать нашим ценностям, нашему видению страны в будущем, и то, как это должно визуально выглядеть, и то, как мы должны транслировать, оно все должно быть подчинено единой большой идее.

Идеологически, как Михаил Борисович сказал, мы в чем-то имеем разные мнения, и эту разность во мнениях мы откладываем до момента первых нормальных честных выборов, и первые нормальные честные выборы, которые являются результатом именно политического процесса, будут и являться нашей целью. Разработка программы, там будет огромное количество экспертов привлечено, уже привлечены, потому что какая-то часть там занимается оценкой Конституции, что напортачено было. Если совсем примитивный пример: вернуть 4-летние сроки, например, или те поправки, которые были внесены, именно ограничивающие права и свободы граждан, какие-то небольшие корректировки Конституции. Огромное количество законов идиотских, которые были приняты в последнее время, на них, судя по всему, нужно будет какой-то поставить временный бан. Например, закон Димы Яковлева — зачем он нужен вообще? И так далее.

То есть есть какое-то количество, какой-то пакет мер, который позволит моментально перезапустить малый и средний бизнес, моментально перезапустить предпринимательскую инициативу прям из серии завтра, по силе действия как ельцинский закон о свободе торговли 1992 года максимально упростил возможность перемещения и обмена товарами и услугами. Сделано на данный момент, надо понимать, что все сделано вопреки. Сделано на данный момент определенное количество, и понятно, что его можно увеличивать и улучшать качество в разы.

У меня была большая организация на 11 световых поясов в 9 странах, и это как-то работало. Более того, это еще приносило деньги. Мы смогли достучаться, там 55 миллионов человек оставили деньги в организации. То есть есть определенный какой-то опыт, есть какое-то определенное понимание теории больших чисел, поэтому, мне кажется, что хороший товар, что хороший телефон, что хорошая идея, что хорошая сумка — это товар, если он правильно сделан, если он выбран такой, какой он действительно нужен людям, если он правильно упакован, правильно подан, честно подан, вовремя подан, то он становится популярным, то на него есть спрос. Как нам кажется, если 1,5—2 года назад спрос вообще на свободу, на какие-то изменения, на какое-то альтернативное мнение был на историческом минимуме, то сейчас этот спрос растет, и очень важно в этот момент, чтобы это место в головах людей заняли не националистические идеи, не затворнические идеи, не идеи изоляционизма, а идеи либерального плана.

Я не думаю, что за последнее время именно в менталитете россиянина произошли серьезные изменения. В настрое произошли, в степени агрессии произошли, в ожидании будущего и в уровне оптимизма — да, произошли, а в менталитете базовые ценности у нас они плюс-минус те же.

Монгайт: ВЦИОМ выпустил следующую информацию, что больше 80% россиян чувствуют себя счастливыми. Как вы к этому относитесь?

Чичваркин: Это в пятницу вечером был обзвон? Да, наверное, в 19:30 — 20:00 после зарплаты в пятницу вечером этот момент наступает у большинства россиян.

Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Другие выпуски